«Среди моих пациентов второй половины жизни нет ни одного, чьи проблемы можно разрешить, обойдя религию. Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности – то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям…»
(с) Карл Юнг
Мировоззрение означает систему взглядов человека на мир, и его отношение к окружающему. Мировоззрение есть у каждого человека. Впрочем, далеко не каждый способен четко сформулировать собственное мировоззрение, сложить из него целостную систему. Многие даже не догадываются о возможности такой компоновки собственных разрозненных взглядов. Однако же, все люди как-то “относятся” к окружающему их миру и определяют собственное место в нем. Что-то ты считаешь важным – что-то не очень. Что-то любишь – а что-то нет.
Мировоззрение просто констатирует: я – “то-то и то-то”, мир – “вот такой и такой”, а мои отношения с миром – “вот такие”. Философия идет дальше: она объясняет, “почему” мы исповедуем именно эти взгляды и принципы. Грубо говоря, любая философия – лишь инструмент личного мировоззрения, вместилище субъективной мудрости. Мировоззрение базируется на простом утверждении, констатации – и вере в её истинность; философия – на логике, подгоняя восприятие окружающей действительности под мировоззрение человека, исследуя конкретный вопрос и проблематику, с целью “обоснования” её в нужном человеку ключе.
К примеру, человек с мировоззрением атеиста именно верит что “бога нет” (он не может этого “знать наверняка”, так как ему доступна только крупица открытых человечеством знаний о строении вселенной, частичная истина, которая уже завтра может оказаться неполной). А вот философия уже приводит логические доводы, строит относительную доказательную базу в пользу последнего мировоззрения, подстраивая её под идеи атеиста.
С мировоззрением ясно, теперь перейдем к религии. Существует несколько определений её сущности. Мы не будем опираться на трактовки классиков: одни интерпретировали религию, как “почитание божеств”, олицетворяющих “силы природы” (преимущественно, язычество), другие – как “союз человека с богом” (авраамические патриархальные религии). Важно уяснить главное: религия – это правила и принципы, принимаемые за основу жизни, корни которых лежат в “потустороннем” и не исчерпываются “логикой”. Принимая эти принципы, и проходя символическую “инициацию” ты становишься носителем и распространителем определенных взглядов и ценностей. Религиозный человек растворяет себя в Системе своей религии, сливается с ней, становиться с нею единым целым. То, что “истинно” для Системы – “истинно” и для тебя. Система в этой связке – всегда первична.
Религиозность – и выбор её конкретного “источника” исходит из специфики жизни человека, основывается на вере, и отпечатывается в нем определенной “схемой мышления”. Признания наличия “высшего трансцендентного” (вещей, недоступных для теоретического познания), попытки взаимодействия с ним, попытки познать, понять, или хотя бы приблизиться к лежащему за гранью логики человеческих циклов существования – основные черты религиозности.
Круговорот человеческой биомассы сам по себе, – не несет никакого смысла, никакой ценности. Звучит грубовато, но это факт. Человечество – это скорее процесс, чем объект. Это “процесс в себе”, он зациклен сам на себя, на поддержания бесконечного круговорота одного и того же, и по факту жизни каждый из нас принадлежит к этому процессу. Гусиное перо заменила авторучка Parker, породистую лошадь сменили на Porsche, но люди, и принципы их межличностных отношений остались такими же, как и тысячу лет назад. Здесь вопрос приоритета – жить ради цикла, всеми силами его поддерживая, являясь его частью, и боготворя этот цикл; или – выйти из цикла, и жить по иному закону и пониманию.
Основной ценностью, поддерживаемой человечеством сегодня, является повышение количества чисто материальных транзакций для каждой конкретной личности. Технический прогресс ускорил и упростил этот процесс. Иными словами, это такая простая мораль – “больше зарабатывай – больше трать!”, получай больше удовольствий и развлечений, и будет тебе счастье. Эту мораль никто не навязывает, но сам человек создан именно под её реалии.
Когда мы начинаем задумываться: “а так ли это?” – это уже ключ к религиозности. Когда мы представляем символ конечности и тщетности всех этих транзакций: собственный труп – это уже первый шаг к ней. Есть отвлекающий от этих мыслей инстинкт, который мы облекаем в хитрую формулировку “продолжение себя в потомках”, и которому следуем. Но никакого “Я”, разумеется никуда не передается. Наследный генетический код вовсе не дублирует твою личность и не “продолжает” её существование. Там – новая жизнь. Новая судьба. Если смотреть здраво, родитель имеет к ней весьма посредственное отношение, только копируя основу.
Религиозность (думаю, не стоит упоминать, что речь идет вовсе не о “вере в суеверия” и “поклонение идолам”) дает возможность посмотреть на тот процесс, в котором все мы находимся. Человек, ставший религиозным, находит приоритеты, которые ставит выше интересов собственной личности и иногда способен видеть чуть дальше своего эго.
На религиозного человека практически невозможно повлиять “общественным мнением”: религия является не только мощным психологическим щитом, но также и духовной основой человека, в которой он черпает силы и вдохновение. Религиозность человека – исток смыслов, более мощных, чем смыслы “человека толпы”.
В принципе, любая вера в идею или утопию – есть религиозность. Человек, всерьез работающий над “торжеством коммунизма во всем мире” – всерьез религиозен, хотя едва ли признает это. Его религия также основывается на вере – вере в торжество человека над природой, разума над материей, вере в прогресс эволюционного развития (хотя никто не знает наверняка сути и конечных результатов сего процесса). Вера в высшую цель, достижение которой способно повлиять на мир – основа религиозности.
Любая религиозность (даже самих неприглядных и примитивных форм) превосходит отсутствие таковой в силу того, что безрелигиозный человек сознательно ограничивает себя сею минутным мгновением “жизненных реалий”. Он разучился мечтать, так как даже в мыслях боится казаться глупым. Он мыслит в рамках удушливой “практической полезности”, считая, что так – он контролирует окружающий мир. На деле рацио становиться ограничителем, который постепенно, из года в год ведет к депрессии и разочарованиям в жизни. В конце концов оно заводит человека в глухой мировоззренческий тупик, приучая его к мысли, что ничего, кроме этого тупика, не существует.
Разумеется, безрелигиозный человек отрицает свою “веру в ничто” – он превозносит “знание”, как абсолютную ценность. Однако часто, его “знание” относительно, и ничуть не более надежно, – чем вера. Часто с нами играют обстоятельства, которые невозможно спрогнозировать, просчитать, вовремя увидеть и истолковать нужным образом. Всегда полагаться на “знание” (основа которого человеческий разум) – слишком неосмотрительно.
В любом безрелигиозном мировоззрении легко взойдут семена сомнения, щедро удобренные доводами и аргументами. Аргументы, это такая штука, которую можно найти всегда и везде =} Даже самая стройная картина мира может пойти трещинами и разрушиться. Человек будет постоянно колебаться туда-сюда, в итоге так и закончит жизнь в неуверенности, неудовлетворенности совершенным выбором.
Религиозное мировоззрение совершенно иного плана. Оно “вне этого мира”, оно не подчинено ему, и мир не властен над ним. Оно соприкасается с жизненными реалиями, но не прогибается под них. Его невозможно уничтожить, пока жив сам носитель. Религиозный человек уже живет «в вечности»: его ценности – непереходящи, а его истины – абсолютны!
Закончить, наверное, следует на оптимистической ноте =} Религия – это психологическое оружие, вырабатываемое конкретным этносом или группой с целью своей защиты и нападения. Она может исповедовать какие угодно принципы, и эти принципы (при других равных условиях) всегда будут сильнее так называемого “рационального материализма”.