Религиозность как высшая форма мировоззрения


«Среди моих пациентов второй половины жизни нет ни одного, чьи проблемы можно разрешить, обойдя религию. Можно определенно сказать, что все они чувствуют себя больными, потому что потеряли вечные ценности – то, что может дать живая религия своим последователям. Ни один из этих пациентов не может быть полностью исцелен, если не возвратится к религиозным воззрениям…»

(с) Карл Юнг

Мировоззрение означает систему взглядов человека на мир, и его отношение к окружающему. Мировоззрение есть у каждого человека. Впрочем, далеко не каждый способен четко сформулировать собственное мировоззрение, сложить из него целостную систему. Многие даже не догадываются о возможности такой компоновки собственных разрозненных взглядов. Однако же, все люди как-то “относятся” к окружающему их миру и определяют собственное место в нем. Что-то ты считаешь важным – что-то не очень. Что-то любишь – а что-то нет.

Мировоззрение просто констатирует: я – “то-то и то-то”, мир – “вот такой и такой”, а мои отношения с миром – “вот такие”. Философия идет дальше: она объясняет, “почему” мы исповедуем именно эти взгляды и принципы. Грубо говоря, любая философия – лишь инструмент личного мировоззрения, вместилище субъективной мудрости. Мировоззрение базируется на простом утверждении, констатации – и вере в её истинность; философия – на логике, подгоняя восприятие окружающей действительности под мировоззрение человека, исследуя конкретный вопрос и проблематику, с целью “обоснования” её в нужном человеку ключе.

К примеру, человек с мировоззрением атеиста именно верит что “бога нет” (он не может этого “знать наверняка”, так как ему доступна только крупица открытых человечеством знаний о строении вселенной, частичная истина, которая уже завтра может оказаться неполной). А вот философия уже приводит логические доводы, строит относительную доказательную базу в пользу последнего мировоззрения, подстраивая её под идеи атеиста.

С мировоззрением ясно, теперь перейдем к религии. Существует несколько определений её сущности. Мы не будем опираться на трактовки классиков: одни интерпретировали религию, как “почитание божеств”, олицетворяющих “силы природы” (преимущественно, язычество), другие – как “союз человека с богом” (авраамические патриархальные религии). Важно уяснить главное: религия – это правила и принципы, принимаемые за основу жизни, корни которых лежат в “потустороннем” и не исчерпываются “логикой”. Принимая эти принципы, и проходя символическую “инициацию” ты становишься носителем и распространителем определенных взглядов и ценностей. Религиозный человек растворяет себя в Системе своей религии, сливается с ней, становиться с нею единым целым. То, что “истинно” для Системы – “истинно” и для тебя. Система в этой связке – всегда первична.

Религиозность – и выбор её конкретного “источника” исходит из специфики жизни человека, основывается на вере, и отпечатывается в нем определенной “схемой мышления”. Признания наличия “высшего трансцендентного” (вещей, недоступных для теоретического познания), попытки взаимодействия с ним, попытки познать, понять, или хотя бы приблизиться к лежащему за гранью логики человеческих циклов существования – основные черты религиозности.

Круговорот человеческой биомассы сам по себе, – не несет никакого смысла, никакой ценности. Звучит грубовато, но это факт. Человечество – это скорее процесс, чем объект. Это “процесс в себе”, он зациклен сам на себя, на поддержания бесконечного круговорота одного и того же, и по факту жизни каждый из нас принадлежит к этому процессу. Гусиное перо заменила авторучка Parker, породистую лошадь сменили на Porsche, но люди, и принципы их межличностных отношений остались такими же, как и тысячу лет назад. Здесь вопрос приоритета – жить ради цикла, всеми силами его поддерживая, являясь его частью, и боготворя этот цикл; или – выйти из цикла, и жить по иному закону и пониманию.

Основной ценностью, поддерживаемой человечеством сегодня, является повышение количества чисто материальных транзакций для каждой конкретной личности. Технический прогресс ускорил и упростил этот процесс. Иными словами, это такая простая мораль – “больше зарабатывай – больше трать!”, получай больше удовольствий и развлечений, и будет тебе счастье. Эту мораль никто не навязывает, но сам человек создан именно под её реалии.

Когда мы начинаем задумываться: “а так ли это?” – это уже ключ к религиозности. Когда мы представляем символ конечности и тщетности всех этих транзакций: собственный труп – это уже первый шаг к ней. Есть отвлекающий от этих мыслей инстинкт, который мы облекаем в хитрую формулировку “продолжение себя в потомках”, и которому следуем. Но никакого “Я”, разумеется никуда не передается. Наследный генетический код вовсе не дублирует твою личность и не “продолжает” её существование. Там – новая жизнь. Новая судьба. Если смотреть здраво, родитель имеет к ней весьма посредственное отношение, только копируя основу.

Религиозность (думаю, не стоит упоминать, что речь идет вовсе не о “вере в суеверия” и “поклонение идолам”) дает возможность посмотреть на тот процесс, в котором все мы находимся. Человек, ставший религиозным, находит приоритеты, которые ставит выше интересов собственной личности и иногда способен видеть чуть дальше своего эго.

На религиозного человека практически невозможно повлиять “общественным мнением”: религия является не только мощным психологическим щитом, но также и духовной основой человека, в которой он черпает силы и вдохновение. Религиозность человека – исток смыслов, более мощных, чем смыслы “человека толпы”.

В принципе, любая вера в идею или утопию – есть религиозность. Человек, всерьез работающий над “торжеством коммунизма во всем мире” – всерьез религиозен, хотя едва ли признает это. Его религия также основывается на вере – вере в торжество человека над природой, разума над материей, вере в прогресс эволюционного развития (хотя никто не знает наверняка сути и конечных результатов сего процесса). Вера в высшую цель, достижение которой способно повлиять на мир – основа религиозности.

Любая религиозность (даже самих неприглядных и примитивных форм) превосходит отсутствие таковой в силу того, что безрелигиозный человек сознательно ограничивает себя сею минутным мгновением “жизненных реалий”. Он разучился мечтать, так как даже в мыслях боится казаться глупым. Он мыслит в рамках удушливой “практической полезности”, считая, что так – он контролирует окружающий мир. На деле рацио становиться ограничителем, который постепенно, из года в год ведет к депрессии и разочарованиям в жизни. В конце концов оно заводит человека в глухой мировоззренческий тупик, приучая его к мысли, что ничего, кроме этого тупика, не существует.

Разумеется, безрелигиозный человек отрицает свою “веру в ничто” – он превозносит “знание”, как абсолютную ценность. Однако часто, его “знание” относительно, и ничуть не более надежно, – чем вера. Часто с нами играют обстоятельства, которые невозможно спрогнозировать, просчитать, вовремя увидеть и истолковать нужным образом. Всегда полагаться на “знание” (основа которого человеческий разум) – слишком неосмотрительно.

В любом безрелигиозном мировоззрении легко взойдут семена сомнения, щедро удобренные доводами и аргументами. Аргументы, это такая штука, которую можно найти всегда и везде =} Даже самая стройная картина мира может пойти трещинами и разрушиться. Человек будет постоянно колебаться туда-сюда, в итоге так и закончит жизнь в неуверенности, неудовлетворенности совершенным выбором.

Религиозное мировоззрение совершенно иного плана. Оно “вне этого мира”, оно не подчинено ему, и мир не властен над ним. Оно соприкасается с жизненными реалиями, но не прогибается под них. Его невозможно уничтожить, пока жив сам носитель. Религиозный человек уже живет «в вечности»: его ценности – непереходящи, а его истины – абсолютны!

Закончить, наверное, следует на оптимистической ноте =} Религия – это психологическое оружие, вырабатываемое конкретным этносом или группой с целью своей защиты и нападения. Она может исповедовать какие угодно принципы, и эти принципы (при других равных условиях) всегда будут сильнее так называемого “рационального материализма”.

Полезная информация