Звериные боги Древности

Чем агрессивнее и жаднее люди, тем более ужасны и хитры облики их Богов. И более полновесны жертвуемые им дары.

Если спрашивать сегодня у людей, не являющихся специалистами по истории цивилизации, как они относятся к языческим богам, увенчанным рогами, наиболее популярны будут три варианта ответа: предубеждение, непонимание, молчание. Четвертый вариант ответа наиболее редкий — попытка осмысления фактов свидетельства о которых покоятся под пылью веков.

Многие, не задумываясь, привычно, проводят явную аналогию с современной религией, где языческим богам отводится негативная роль символов зла и невежества. Но задолго до появления «великих» духовных книг, которым поклоняются наши современники, люди в звериных шкурах вверяли свои жизни Богам Битв, Охоты и Плодородия. Которые были рогаты, как таинственный серп далекой Луны. Луны, повелевающей невидимыми ритмами Природы, растекающейся очищающим серебром по глади целебных озер и источников. Луны, похожей на Клинок — несущий обновление и тесную связь жизни и смерти. Некоторые из Древних Богов так и изображались — с лунным серпом, острым и узким.

Среди божеств и существ, связанных с Рогатым Богом — кельтский бог плодородия, животных и потустороннего мира Кернунн; Пан, греческий бог лесов; Янус, римский бог светлого начала, двуличность которого представляет жизнь и смерть; Таммуз и Дамуци, сын-любовник-супруг Иштар и Инанны; Озирис, египетский бог потустороннего мира; Дионис, греческий бог растительности и виноградников, культ которого соблюдался в ритуалах расчленения и воскрешения…

Предводитель «Дикой Охоты» Херне (Херлехин), до сих пор встречающийся в лесу возле Винзорского замка, связан с Луной и носит головной убор с оленьими рогами…

Древнейшие символы — ассирийские крылатые быки с человеческими головами и Апис — египетский бог плодородия в облике быка; символы богов Двуречья: рогатая тиара — Энлиль, крылатый лев — Нергал, грифон — Нинурта…

Священная корова скандинавов — Аудумла, от которой произошел предок Богов Бури, тоже была рогата, как и рогат африканский насмешливый Бог Удачи Шимбо, чей танец будит кровь охотников на свирепых львов.

Прекрасные оленьи рога отмечали благородство и силу кельтского Бога Хранителя (Защитника) – Кернунноса, привратника на границе жизни и смерти. Его почитали галлы и римляне, его помнят до сих пор те, кто сохраняет древние традиции.

Некоторые боги-воины часто носили шлемы с рогами могучих туров, как обладатель двухстороннего топора нордический Бог Тор. И люди, подражая Богам Побед, водружали рога на свои боевые доспехи.

Когда-то люди, живущие на лоне нетронутой природы могли наблюдать брачные поединки самцов-оленей. Эти грациозные дикие животные, носящие на голове смертельное оружие — даже в пылу битвы не убивают слабого соперника, вовремя остановившегося или убежавшего с поля боя. Картинами этих сражений украшены многие пещеры времен палеолита (как пещера Трех Братьев в Арьеже), в них заметно почитание и понимание души Природы, её жизненных законов. Рядом с фигурками зверей можно увидеть человеческие силуэты. Иногда охотники также надевали рога, чтобы подобраться к стаду, а после они танцевали с этими рогами, благодаря добрую душу зверя за сытное мясо и теплую шкуру. Боги доисторических охотников не стеснялись ни когтей, ни рогов. Они были им необходимы как все существующее, а значит и нужное их миру.

Шаманы Севера и вожди американских индейцев, чьи народы имеют свою особенную философию и до сих пор общаются с Духами Предков, считают рога одним из благоприятных и положительных знаков, используемых Богами и Людьми.

Это Сила, грозная, но не слепая. Рогатые Боги были востребованы в соответствии с Временем и Людьми — нуждающимися в них. И, наверно, будет излишним напоминать о том, что те люди были ничуть не хуже нынешних.

Порой соединенные рога ассоциировались с вратами в нечто неизведанное. Тайные гроты и святилища были защищены перекрестием огромных рогов — через арку из которых могли проходить лишь посвященные. Недремлющие мудрые духи тщательно хранили свои секреты от пришельцев. Они не жаждали крови, потому что легко читаемые символы являлись более действенным предупреждением. Благородным Богам — Воинам, неведома месть и подлость, им ни к чему ложь. И сражаться против смертных им не за что. Носящие Оружие — не несли смерть, они охраняли Жизнь и служили Справедливости.

Можно ли представить себе некое уродливое, скрюченное и гадкое существо с рогами благородного оленя на голове? Наверно это будет нелегко. Потому что такая голова должна быть высоко и гордо поднята и иметь ясный и спокойный взгляд, а не бегающие злые глазки… Чтобы носить такую тяжелую корону — понадобится сильное и стройное тело, которому не чужды понятия силы, красоты и грации. А в «здоровом теле — здоровый дух», это не раз философски замечали греки, оставившие нам на память статуи своих замечательных богоподобных атлетов, почитаемых не менее богов.

Древние Боги имеют право остаться прекрасными хотя бы на страницах наших воспоминаний, ведь они были когда-то идеалом, к которому стремились простые смертные. Им уже нет места в мире новых религий и технологий, ведь они никого не уговаривают, ничего не обещают и не продают. У многих из них нет даже ни Рая, ни Ада! Можно ли это считать их несовершенством и дикостью? Возможно, они казались слишком прямолинейными и наивными, но так ли это плохо? Люди когда-то верили, что именно эти Боги жили среди них и делили поровну все их радости и печали. Но чем выше прогресс, тем дальше отдалялся мифический дом Богов, пока не достиг самих Небес, и слышны ли там многочисленные молитвы, кто знает…

Незлобливый рогатый и козлоногий греческий Пан (имевший множество имен, ему молились о плодородии скота и удачной охоте) любил помузицировать в свое удовольствие (знаменитая флейта Пана), а игривые фавны и сатиры — полубоги лугов и лесов никому не причиняли вреда, хотя и имели острые раздвоенные копыта.

Заруганный до смерти и полного забвения, античный бог Приап (Овидий и другие источники. прим. редакции) с несколько преувеличенным молвой «мужским достоинством» — был объектом для веселых шуток и сельского фольклора, а не опасным, страшным монстром или сексуальным маньяком.

У Богов не было права на неустойчивую психику, ведь у них очень ответственная функция — работа с людьми.

Древние Боги превыше всего ценили не веру, а поступки. Яркий пример тому кодекс чести нордов: если отважный и умелый воин-чужак смог одержать справедливую победу, норды верили, что он угоден их богам и даровали ему свободу. А вот от подлеца отвернется даже самый терпеливый Бог, и даже золото не купит прощения и чести.

Возможно, у тех Богов и Людей не было наших проблем… и выросшие потребности цивилизации призвали на смену устаревшим, новых — более универсальных богов, взявших на свои «цивилизованные» плечи сразу все заботы о многочисленных подданных. Порой прокладывая путь к культуре «огнем и мечом». В пламени костров сгорели лики Богов племен Древлян, живших в симбиозе с дубами-исполинами, которые также служили верой и правдой многим соседним селениям. Среди тех Богов попадались и настоящие оборотни, т.е. те, что умели «оборачиваться» другим обликом: птицей или зверем. И никто не думал о этом, как о недостойном деле. Талант к подобным вещам не вызывал ни зависти, ни страха, ни отчуждения. И Боги, способные «перекинуться» в волка, лося или лисицу — не считались врагами людей. У них хватало иных забот.

Почему же люди, жившие в древности, не боялись подобных Богов? Может потому, что никто не рассказал им, как это постыдно и плохо? В те времена, если кто и опасался «божьего ока», то уж точно знал — за что именно. Зато с экологией все было в порядке, за всем присматривали помощники богов: дриады, водяные, феи и прочие духи жизненной энергии Природы и Стихий. Да и люди, выросшие в гармонии и понимании с ними не имели дурных потребностей — плевать в собственный колодец, и брать больше, чем нужно.

Считалось, что Первые Боги, Изначальные, находились в более тесном контакте между себе подобными и людьми и, как люди они умели наслаждаться, любить и ненавидеть. Они учили людей сеять и строить, украшать свои жилища и создавать первые виды искусства. Они несли людям свою философию единства. Взаимосвязи всего существующего. Возможно, первые такты музыки, подслушанные у дождя и ветра, были очень примитивны и дики. Но эта страсть и печаль — волнует до сих пор, потому что всегда оставалась единственным эталоном, истоком этники, которая ещё не раз к нам вернется.

Если Древние Боги покровительствовали искусству, как чему-то великому, что нельзя рассчитать или контролировать, то властители, стремящиеся к собственному пониманию и строю — наоборот отвергали всякие эмоции не поддающиеся их корректировке и системе нового порядка. Они сочли искусство — порождением темной стороны сил. А вдохновение и талант пугал их своим свободомыслием. Для одних искусство — произошло от слова «искусственный» (подделка, обман), но ещё живы те, для кого оно всегда значило — «искусный». Умелый, знающий, Мастер… В более поздние времена появились понятия «искус» и «искушение» (в средневековом христианстве, запретившем многие традиции Прошлого. прим ред.) и запреты на изображения людей (ислам.) Самых лучших из людей-мастеров Древние Боги уважали, даря их творениям долгую славу и жизнь. Кельтский Бог Света Луг (по-гальски «сияющий») до сих пор восхваляется в названиях городов и крепостей Лейден, Лион, Лан… Ирландцы считали его Мастером во многих искусствах и ремеслах, которым он покровительствовал, хотя он был не менее умелым воином — «с длинной рукой», победившим самого предводителя фоморов.

Но жизнь Богов не так безоблачна и беспечна как кажется, истинные судьбы и функции многих из них остались неизвестны. Например, печальная история запертого в Лабиринте Минотавра, возможно, сведенного с ума одиночеством и заточением…

Непонимание порождает страх, и те кого люди признали чужими должны либо уйти, либо остаться — обреченными на смерть. А будут это рога, копыта или иной цвет кожи — уже не столь важно. В фольклоре первобытных племен существует немало шутливых песен, где Смерть встречается с Жизнью и это никого не пугает. На улицах сегодняшнего Мадрида ежегодно проходит древний ритуал поклонения быку. Люди соперничают с древней силой богов и бегут по улицам перед самым носом сильных и породистых быков. Можно вспомнить и о критских Играх С Быком, олицетворяющих силу Поссейдона. Целью этих игр — было усмирить безудержную силу моря.

Незначительные жертвы не исключены, как в спорте — где необходимо знать правила игры. Если зазевался или не рассчитал своих возможностей — виноват только сам, и никто другой. Кто ещё из Богов мог бы позволить себе так благосклонно отнестись к столь дерзкому вызову Человека? И остаться довольным, пусть не своей победой?

Смертные дети Богов-Зверей, вскормленные молоком вола, защищенные лошадью, спасенные орлом… Многие из них стали богоподобны, став взрослыми и пользуясь лишь своей силой и умом. Их путь стал летописью героических деяний, принесших пользу людям.

Кентавр — получеловек, полуконь, называемый греками Харон, был мудрым и очень терпеливым наставником Геракла, хотя его тоже не понимали до конца, и это несло подозрения и раздоры.

Более всего повезло воинственным девам Битв, спутницам Одина, Валькириям. Их сверкающие шлемы с рогами были самым лучшим знамением из того, что могли себе вообразить отважные викинги. Легенды бережно сохранили имена некоторых из них — Брюнхильд, Гудрун… Проводивших павших героев в страну Эйнхериев, к пиршественному столу самого Одину, где никогда не смолкает звон мечей и кубков.

Жители Восточного побережья Африки почитают Бога с тонкими рогами антилопы, а их соседи — изображают его с мощными буйволиными. Они верят, что именно их божество распахивает рогами землю, чтобы посадить зерно, траву и деревья, кормящие всю саванну и дающие спасительную тень. Иногда их бог сражается насмерть со своими врагами — Огнем, Песком и Жадностью людей. Не являясь ни злым, ни добрым, он делает свое дело, не отвлекаясь на мелочи. Он из тех, кому не следует мешать. Как и Бог с далеких гор, некогда бывших дном океана, в современности именуемый Шива, он тоже покровитель животных. Полноценная жизнь планеты даже при самом высоком развитии техники будет без них бедна и невозможна… Чистенькие синтетические зверюшки, программируемые на любовь, изменят чувства людей, ведь их можно будет чинить и переделывать без конца. А о том, что они уже являются искусственным интеллектом, можно и не помнить, считая их лишь неодушевленной игрушкой, машиной, которой следует владеть. Безо всякой ответственности. Для Древних любая ветка, камень или комок глины могли иметь свою душу.

Первые Боги, питающие трогательную привязанность к животным, вряд ли хотели видеть, как люди сделают их своими рабами и заложниками моды и прихотей, уродуя их природный ум, душу и тело. Для нас звери — лишь младшие братья, а не равные помощники, как прежде.

Многих Богов всю жизнь сопровождали верные спутники — звери, были у них и свои любимцы. То, чего себе не могли представить современные Боги, которым не только нет дела до мелочных привязанностей к столь «низшим» существам, но и более того — они дополнительно унизили их перед людьми, уверяя, что у этих «тварей» не души и ничего человеческого. Их нельзя вводить в светлые храмы и хоронить на священных землях, они не достойны молитвы и самого скромного уголка в раю… И это после преданной любви и службы — во имя человека? Для Древних, звери были — братьями, связанными кровным родством. Так ли мудры и сильны те, кто унижают и отвергают ставших ненужными нуждающихся в защите? И так ли плохи те, кто не предают своих и не забывают их бескорыстной любви?

Эпона (кельтск.) — Мать Всех Лошадей и неизвестный Собачий Бог без имени — не ждут от людей ничего. Им не строят храмов, не несут даров, но они придут и отдадут свои жизни, разделив их поровну между своими детьми и людьми. И они одинаково дают свое благословение любому детенышу, будь то зверь или человек.

Призрачный Рогатый Бог японских островов — Шишигами любил уединенность туманных озер. Шишигами менял форму, днем он был могучим длинношерстным туром с почти человеческим лицом и удивительно добрыми и печальными глазами. Его рога состояли из целого леса ветвистых отростков, напоминающих величественную корону.

Люди не имели права поселяться и охотиться в лесах, принадлежащих ему, но звери и птицы могли рассчитывать на защиту и спасение в пределах его заповедных владений. Ночь была временем его превращений. Все к чему он прикасался, когда был в рогатой ипостаси, возрождалось само и исцеляло других. А если это было невозможно, милосердная смерть раскрывала свои объятья тишины и покоя. Но если люди убивали призрачного Шишигами ради волшебства и власти божественных рогов, он становился Проклятым Богом. И тогда умирало все вокруг, и его тело разрушало мир.

Древнедравидский Бог Айанар, остатки культа которого были обнаружены в районах легендарных руин Мохенджо — Даро и Хараппы, характеризовался как первобытный Бог с Трезубцем на голове — одновременно похожим на двурогую луну. Современный Бог Созидания и Разрушения, аскет и воин, покровитель Искусств (особенно танца) Шива — располагает сразу несколькими грозными и благими ипостасями и носит оба символа. И рогатую Луну — на челе, и оружие — Трезубец в руке. Айнар, также как и Шива, всем божественным атрибутам предпочитал простоту и удобство звериных шкур. В разное время он почитался как Бык Плодородия, Лорд — Господин или Бог — буйвол. Терракотовые лошадки в южно — индийских храмах неизменные символы той доарийской эпохи. Иногда его ошибочно называют — сыном Бога Шивы и обольстительной Мохини — аватары Вишну. Следуя хронологии, вероятнее всего, сначала был доведический Айанар (как прототип Шивы), потом — Рудра переродившийся под влиянием ариев в одного из менее значимых в новом пантеоне Богов — Шиву. В современной доминирующей религии Индии — центральное место отведено только ведическим богам, к которым Айанар не имел никакого отношения. И если Рудру, а тем более Шиву, получивших свои имена на санскрите, ещё как-то смогли приспособить к новому пантеону Богов, то свободолюбивый Айнар предпочел неизменность сельских провинций и непроходимых джунглей, оставшись Богом упрямых аборигенов и «отсталых» от прогресса племен.

В том как пралюди представляли своих Богов — прежде всего заслуга самих Людей, их Культуры и потребностей. Чем агрессивнее и жаднее люди, тем более ужасны и хитры облики их Богов. И более полновесны жертвуемые им дары.

Древним Богам было достаточно камня у дорог — вместо престижного храма, или полевого цветка — не сравнимого ценностью с грудой золота… Они довольствовались каплей вина, пролитой в огонь согревающего костра, или ритуальным танцем — в свою честь, исполняющимся благодарным вассалом. Они благосклонно принимали только добровольные подношения, сделанные от чистого сердца, людей, не имеющих расчета получить (или вынудить Богов сделать) что-то взамен. Изначально по своей Природе языческие Боги не претендовали на последнее, что можно было отнять у людей, другое дело — проявленная щедрость тех, кто готов поделиться своей долей…

Когда появилось множество толкователей и служителей воли Богов — доля стала неимоверно расти в пользу молчаливых Богов и их предприимчивых слуг. Людей, не спешащих проникнуться почтением к новым веяниям, слуги пугали гневом Богов — не получивших затребованные подарки. Разочаровавшись в своих учениках, и даже теряющие от них невежества и глупости терпение, Боги остались верны себе в том, что не вмешивались в людские дела и распри. Они решили — «немного» подождать…

Они не собирались быть ничьими хозяевами и не создавали никаких религий. Не занимались серьезной философией или практикой, не проводили тренинги, а просто жили… Звериные Боги — это не древние кошмары и пережиток Прошлого. Это часть человеческой души, бывшей когда-то единым целым с Природой…

Алекс Громов

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов