Вселенские соборы

Автор:  Avgursan
Avgursan

Cобрания высшего духовенства, на которые делегируются представители христианских поместных церквей в соответствии с установленной  процедурой. На Вселенских соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения и культа, формировались канонические нормы и богослужебные правила, оценивались различные богословские концепции, определялись способы борьбы с ересями. Христианские церкви стали проводить Вселенские соборы по инициативе византийских императоров, нередко председательствовавших на них и придававших их решениям статус государственных законов.

I Вселенский собор – Никейский (325) – принял в первой редакции, «символ веры», осудил арианство как «безбожную ересь», определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов, в том числе о преимуществах Александрийского, Римского, Антиохийского и Иерусалимского митрополитов.

II Вселенский собор – Константинопольский (381) – был собран для уточнения Никейского «символа веры» и борьбы с ересями ариан, евномиан, фотиниан, савеллиан, маркеллиан и других. II Вселенский собор выработал формулу троичности бога, канонизировал «символ  веры», а также утвердил правила, одним из которых Константинопольскому патриарху вслед за Римским предоставлялись преимущества перед всеми другими епископами. Главой Константинопольской церкви был утвержден Григорий Богослов.
III Вселенский собор – Эфесский (431) – проходил в обстановке ожесточенной борьбы  церквей  за первенство. Собор осудил несторианство и признал деву Марию богородицей.

В 449 был созван в Эфесе новый собор,  названный затем «разбойничьим», на котором Александрийский патриарх Диоскор принудил церкви признать монофизитство.

IV Вселенский собор -  Халкидонский (451) – осудил монофизитство александрийской богословской школы и антиохийское несторианство; признал первенствующую роль в христианстве Константинопольского патриарха. Была утверждена формула об Иисусе Христе как истинном боге и истинном человеке, единосущном богу-отцу и представляющем два естества, но одну ипостась. Монофизиты отказались признать эту формулу и выделились в самостоятельную церковь.

V Вселенский собор -  II Константинопольский (553) – был созван для одобрения эдикта императора Юстиниана I, осудившего «трех глав», т.е. 3 богословов  -  Феодора Мопсуэстского, Феодорита Киррского и Ива Эдесского, не считавших Христа богочеловеком, а Марию – богоматерью, не признававших решений Халкидонского собора и поддерживавших  несторианство. Было также осуждено как ересь учение Оригена.

VI Вселенский собор – III Константинопольский (680-681) – осудил как  ересь монофизитство, восстановил мир с папством, нарушенный в середине 7 века арестом и ссылкой папы Мартина по приказу византийского императора.

В 692 в Константинополе был созван собор, получивший название Пятошестого, т.к. его решения дополняли решения V и VI Вселенского собора.

VII Вселенский собор – II Никейский (787) – осудил иконоборчество и утвердил определение о почитании икон и креста.

В 869-870 состоялся IV Константинопольский собор, выявивший острые противоречия между западно-христианскими и восточно-христианскими церквами. Его решения, направленные против церковной политики константинопольского патриарха Фотия, были отменены V Константинопольским собором 879-880. Православие и католицизм, оформившиеся в 11 веке, оценивают IV Константинопольский собор по-разному: католицизм признает его VIII Вселенским собором, а православие не признает.

После разделения церквей общехристианские соборы не проводились, хотя католическая церковь называет «вселенскими» созываемые ею соборы. В 12 веке состоялись 3 собора (I. II, III Латеранские – 1123, 1139, 1179), занимавшиеся внутрицерковными вопросами, отношениями церкви со светскими властями, борьбой с ересями. В  13 веке было также 3 собора: IV Латеранский – 1215, I Лионский – 1245, II Лионский – 1274. IV Латеранский собор утвердил около 70 предложений папы, в том числе решение о преследовании ересей катаров, вальденсов, амальрикан. XV Вселенский собор – Вьеннский (1311-1312) – известен суровыми решениями о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггардов и других еретиков. XVI Вселенский собор – Конетанцский собор, открывшийся в 1414, – принял декреты о реформе церкви, согласно которым Вселенские соборы превращались в постоянный институт, контролирующий действия папской власти, были установлены порядок и сроки созыва Вселенских соборов. Собор известен также расправой над Яном Гусом и Иеронимом Пражским. XVII Вселенский собор действовал, меняя местропребывание, с 1431 по 1449. Его принято называть Базельско-Флорентийским. Собор содействовал окончательному разгрому гуситов в Чехии, тогда же была заключена Флорентийская уния католических и православных церквей, отвергнутая православием. XVIII Вселенский собор – V Латеранский – состоялся в 1512— 1517. XIX Вселенский собор – Тридентский (1545-1563) – проходил в обстановке значительных успехов Реформации и был направлен на укрепление позиций католицизма. Собор утвердил догматы о первородном грехе, о чистилище, о приоритете папской власти перед авторитетом Вселенских соборов. В решениях собора были перечислены и преданы анафеме главные положения протестантизма, составлено так называемое Тридентское исповедание веры – текст церковной присяги. XX Вселенский собор – I Ватиканский (1869-1870) – провозгласил догмат о непогрешимости папы. XXI Вселенский собор – II Ватиканский (1962-1965) – принял решение о реформе литургии, об экуменизме, о миссионерстве, повышении роли епископата, реформе римской курии и о задачах церкви в современном мире.

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов