Возрождение

Автор:  Avgursan
Avgursan

Эпоха в истории итальянской (а под ее воздействием и европейской) культуры 14-16 веков, ознаменовавшая переход от средневековья к Новому времени. Будучи радикальным переворотом во всех областях культуры, Возрождение оказало значительное воздействие на эволюцию религиозного сознания, развитие свободомыслия. Гуманистическое мировоззрение Возрождения, в противовес средневековому теоцентризму, поставил в центр своего внимания взаимоотношения человека и мира. Гуманизм Возрождения ориентируется прежде всего на земное предназначение человека, не подчиняя его цели загробного спасения и ставя на первое место гармоничное всестороннее развитие личности; догматы первородного греха и искупления если и не отвергаются открыто, то не принимаются во внимание. Человек рассматривается как высшее создание бога, его деятельность – как продолжение на земле божественного творения. Его достоинство мыслители Возрождения видят в творческой деятельности, направленной на развитие и совершенствование человеческой цивилизации, и в прирожденной ему свободе, понимаемой как свобода морального выбора, влекущая за собой личную моральную ответственность за его последствия. В отличие от религиозного взгляда на человека, гуманизм Возрождения считает человека способным к нравственному совершенствованию без содействия божественной благодати. С полемикой вокруг человеческого идеала связана и гуманистическая критика церкви как института, критика нравов католического духовенства, выходящая за рамки средневекового антиклерикализма. Возрождение создает новую картину мира, тяготеющую к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. В творчестве наиболее радикальных мыслителей позднего Возрождения натуралистический пантеизм приближается к материализму и атеизму. Гуманисты эпохи Возрождения разрабатывают новое толкование христианства как изначально присущей всему человечеству «всеобщей» или «прирожденной» религии, в которой обрядовые и вероисповедуемые различия играют второстепенную роль, христианство получает преимущественно этическое истолкование, превращаясь в систему нравственных предписаний, в орудие морального совершенствования человеческого общества. В эпоху Возрождения предпринимаются попытки создания этических систем, свободных от идеи посмертного воздаяния и отвергающих как доказуемость, так и полезность для нравственности догмата о бессмертии души. Гуманистами была осуществлена рациональная научная критика текстов святого писания. Мыслители Возрождения выступили против веры в чудеса и дьявольские козни, выдвинув требование естественно-научного объяснения непонятных явлений природы. Наиболее радикальные мыслители Возрождения считали религию чисто человеческим установлением, не содержащим истины, но полезным для осуществления политического господства, для укрощения «грубого народа», хотя и ненужным для просвещенной элиты, руководствующейся в своем поведении требованиями нравственности. Свободомыслие Возрождения вызывало резкие нападки со стороны ревнителей католической ортодоксии.

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов