Сатанизм и язычество

Как мы знаем, имя Сатана (שטן – “сатан, а также позже заимствованное арабское “шайтан”) происходит из иудаизма (апокрифическая Книга Еноха; в “классической еврейской традиции Сатана – полностью подотчетное богу служебное существо), и означает духовную оппозицию, дуально-противоположную богу-творцу (по-совместительству верховному законодателю и судье).

В некоторых языческих религиях подобная оппозиция, как следствие наличия главного бога (обладающего личной волей и абсолютной личной властью) существует, в некоторых – как следствие отсутствия такового, – нет.

Говоря современным языком, Сатана – это такой себе террорист-антиглобалист, противник “мирового порядка”, безумный исследователь и гениальный бунтарь, не стесняющийся в средствах, Сила, идущая через разрушение к изменению. Наиболее полно эти качества раскрыты именно в “восставших ангелах” еврейской демонологии, отсюда название, отсюда и корни.

Есть ли основания отождествлять Сатану с теми “злыми” богами, свидетельства о которые дошли до нас из языческих религий древности? Лишь отчасти: с теми, в ком четко прослеживаются вышеозначенные качества.

Станем ли мы называть древних славян, приносящих жертвы Чернобогу – “ сатанистами”? Нет. Для нас это “язычники-чернобожники”. Наша и их временные реальности не пересекаються, и современный человек едва ли может понять тот смысл, что вкладывали в эту свою религию наши древние предки: письменне исторические источники, увы, скудны и противоречивы.

Сегодня люди, исповедующие сатанизм, часто пытаются ссылаться на “темные” языческие культы, как на источник своей идеологии. В этом нет ничего плохого, ведь на пустом месте, вдруг, ни с того ни с сего – ни идеология, ни вера возникнуть не могут. Но эти культы – лишь источник вдохновения, но никак не прямой прародитель и уж тем более не традиция.

“Но ведь должен же с чего-то сатанизм начинаться?” – скажете Вы. Должен. Но о каком именно сатанизме мы говорим?

Возьмем “дедушку” американского сатанизма:

Я считаю 60-е и 70-е, бесплодной эстетически деструктивной эпохой. Америка, особенно Сан-Франциско, была трясиной невежества, глупости и пресловутого равноправия. Я создал свой собственный мир – Церковь Сатаны. Только так я мог выжить. Это стало настоящим ударом для мэйнстрима того времени. Без нас не возникло бы никакой контркультуры. Все то, что делали эти Кены Кизи и Тимоти Лири, было лишь приложением к полной безполезности

Антон Шандор ЛаВей (Anton Sandor LaVey)

Иными словами: на дворе 60-е, окружающий мир предсказуем и пресен, фантазия и живой ум требуют реализации. ЛаВей пишет книгу и создает собственную доктрину. Все просто и логично. Не станем же мы утверждать, что его сатанизм – это преемственность, это “живая традиция”, “переданная темными жрецами из глубины веков”.

Отечественный сатанизм Валентина Скавра пошел другим путём. Он более интуитивен и менее материалистичен. Он взывает к сердцу – но не к уму. Это у американцев Сатана “лишь символ” собственной сытости и самодовольства, их ритуалы безвредны собственным пафосом и театральностью; для русской же ментальности Сатана – живая реальность, значение которой превыше человеческого быта и бытия. Для контакта с ним не жалко ничего человеческого.

Точно так же, как коммунизм мог бы (в принципе) возникнуть в Америке, но искренне поверили в такой идеал лишь русские, точно так же, лишь в России люди не просто развлекаются, но ради своего сатанизма готовы пойти на многое.

Было бы интересно увидеть откровенные размышления Валентина Скавра: как, почему, с какой точки жизни зародилось его учение, однако надеется на это было бы слишком наивно. Полотно жизни бывает столь запутанно и сложно, что разобраться в нем может только сам его носитель, отдельные же моменты могут быть неверно истолкованы сторонними наблюдателями.

Факт в другом: русский сатанизм сильно отличается от своего американского коллеги. Путем сравнения двух самых простых примеров мы видим кардинальную разницу в том, у чего, вроде бы, один исток. Эта разница обусловлена этнической ментальностью, на которой взрастала каждая из этих идеологий, эпохой её зарождения и расцвета, а также личностями ключевых идеологов.

Сколько не приписывай сатанизму “прямые исторические истоки” в виде абстрактно понимаемого язычества, основания для этого, помимо личного желания приписывающих, найти затруднительно.

Fox Mad, 15.05.2011

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов