Старообрядчество

Автор:  Avgursan
Avgursan

Старообрядчество – совокупность религиозных течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церковные реформы, проведенные патриархом Никоном во второй половине 17 века. Суть этих реформ сводилась главным образом к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца – «посолонь»), трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя»), а также исправление церковных книг, изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и другое. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действительная причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, а это наносило удар по соборности, по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархии, государству. В конфликте по поводу церковных реформ столкнулись 3 основные силы: дворянская монархия, стремившаяся подчинить церковь государству, бояре и феодальное духовенство, преследовавшие цель сохранения устоев феодальной раздробленности и своих сословных привилегий, и возглавляемое Никоном духовенство, стремившееся к централизации церкви и установлению верховенства церковной власти над светской. Социальная неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовых бояр, богатых купцов и кончая, крестьянством, городской беднотой, обусловила наличие в старообрядчестве большого числа группировок. По классификации Бонч-Бруевича, старообрядчество делится на 2 основных направления – поповщину и беспоповщину, состоящих из многих течений, толков и согласий.

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов