Скандинавская мифология

Автор:  Fox Mad
Fox Mad

Боги воплощают идеал своего народа. Присмотрись к древним народностям и их богам… чем эти боги занимались, как жили, как вели себя в разных ситуациях. И увидишь народ: его этику, его характер, его историю.

Иггдрасиль (Yggdrasill) – гигантский ясень, «опора девяти земель». «Девять земель» – это: Асгард – мир воинственных богов-асов, Ванахейм – мир светлых богов-ванов, Альфхейм – мир светлых, благожелательных богам духов – альвов, Мидгард – мир, населенный людьми, Йотунхейм – мир враждебных богам великанов – йотунов, Муспелльсхейм – мир огня, Свартальфахейм – мир темных альвов, Нифельхейм – подземный мир карликов-цвергов, Хеллхейм – мир смерти. Нифльхейм (Niflheimr, «темный мир») и Муспелльсхейм (Muspellsheimr, «огненная страна») существовали «от начала времён», до «возникновения неба и земли» и зарождения остальных миров. В Муспелльсхейме властвует огненный великан Сурт (Surtr, «черный»), вооруженный пламенным мечом. Ветви Иггдрасиля простерты над всеми мирами. Когда Иггдрасиль содрогнется – грянет светопреставление, Рагнарок (Ragnark).

Мидгард (Migarr) – это мир людей. Асгард (Asgard) – это крепость богов-асов, расположенная в середине Мидгарда и защищенная от великанов высокими бастионами и отвесными скалами. Стены и башни её достигают туч. Путь из Мидгарда в Асгард лежит через радужный мост Биврёст (Bifrst)

Асы (as, ase, aesir) – основная группа богов, которым противостоят ваны, йотуны (великаны) и цверги (карлики). Живут в Асгарде.

Валькирии (valkyries) – «выбирающие мёртвых (убитых)» – воинственные девы, подчиняющиеся Одину и по его приказу распределяющие победу в битвах. Души воинов, павших на поле битвы, возносятся ими в Валгаллу, где вступают в дружину Одина и живут, днем сражаясь, а ночью пируя с богами.

Ваны (vanir) – группа богов плодородия, молодости и красоты. Первоначально противостояли воинственным асам, воевали с ними, но после заключили мир и обменялись заложниками. Живут в Ванахейме. Двух асов – Хёнира и Мимира – обменяли на Нъорда, отца Фрейра и Фрейи, и он тоже остался жить в Асгарде.

Великаны северных мифов не одинаковы: это инеистые великаны хримтурсы (hrimturs) и более поздние ётуны (jtunn), – которых можно назвать существами хтоническими, а также огненные великаны Муспелльсхейма, воплощающие разрушительную силу огня.

Ётуны противопоставляются богам-асам, как представители стихийных, диких, необузданных природных сил. Они – враги асов, алчущие отнять у последних их жён и чудесные сокровища – атрибуты богов, например молот Тора, молодильные яблоки Идунн и пр.. С ётунами вечно борется Тор, защищая от них Асгард и мир людей.

Следует заметить, что скандинавская мифология знает красивых дочерей великанов; любовные связи и даже браки с ними – не редкость у асов. Такова, например, Скади – дочь Тиази, на которой женится Нъорд, или Герд, дочь Гюмира, к которой сватается Фрейр.

Норны (nornir) – вещие девы Урд, Верданди и Скульд, что значит «судьба», «становление» и «долг». Норны определяют судьбы людей и богов и прядут нить жизни. Они обитают подле источника Урд (Urr), что расположен под тем корнем ясеня, что заканчивается в Нифельхейме. Черпая из источника Урд воду и смешивая её с грязью, норны поливают ясень, – чтоб его ветви и корни не засохли и не зачахли. Даже сам Один был подвластен норнам, т.к. они древнее его.

Цверги – карлики, живут под землёй в Нифельхейме.

Сын Одина и Фригг, а также отец Форсети, Бальдр распространял доброжелательность и мир везде, где он появлялся – это делало его одним из самых любимых богов. Его популярность и внутренняя доброта вызвали гнев Локи, совершавшего злые поступки. Бальдра стали преследовать кошмары, признак приближающейся смерти, и это обеспокоило богов. Изрядно помучавшись, Один определил судьбу Бальдра и предпринял шаги по её предотвращению. Однако вмешался Локи, и Бальдр был убит ветвью омелы, брошенной его слепым братом Хёдом, как и было предсказано. Попыткам выкупить Бальдра из Хеллхейма помешал Локи.

Тем не менее, ожидалось, что Бальдр вернется после всемирной катастрофы и будет править обновленным миром. Схожесть этих ожиданий могла ускорить первоначальное распространение христианства среди норвежцев.

Сын Одина и женщины-великанши, Браги был богом поэзии и красноречия. Он изображался как бородатый старец, играющий на арфе. Он резко отзывался о Локи вслед за смертью Бальдра, сообщая ему, что Локи нежелательно появляться в Асгарде. Локи разозлился и обозвал Браги хвастуном. Браги пригрозил отрезать голову Локи, чтобы заглушить его лживый язык. Локи затем бежал из Асгарда, предсказывая, что все боги падут.

Браги считается позднейшим добавлением в норвежско-германский пантеон, возможно, для выделения нового высокого статуса бардов и поэтов как мудрецов, распространяющих знания и правду. Торжественные клятвы произносились над Чашей Браги.

Ас Локи был богом огня, но также ловким обманщиком и оборотнем, которому наскучила однообразная жизнь богов. Многие из его изысканий привели к многочисленным бедствиям, но обычно ему удавалось довольно быстро восстанавливать порядок и упреждать полную катастрофу. Однажды он временно лишил богов источника их бессмертия. А ещё, он заманил Тора в опасную ловушку ради собственной потехи, а позже разработал план возвращения похищенного молота Тора.

Его шутки становились всё более скверными и злыми, самая ужасная из которых завершилась смертью сына Одина Бальдра. Когда он начал обличать богов в их непорядочных деяниях на одном из банкетов, боги вконец разгневались, и ему удалось спастись, лишь превратившись в лосося. Он не мог укрыться от всевидящего ока Одина, и был заперт в тёмной пещере. Первый брак Локи на гигантше породил трёх ужасных и злых существ: Фэнрира – волка, огромного змея Йормунганда и Хель – полусгнившую богиню подземелья. У него было двое сыновей, Вали и Нарви, от второго брака. Во время его заточения Вали был превращен в волка, который убил Нарви. Кишки мертвеца были использованы чтобы связать Локи в пещере под пастью огромной змеи, источающей яд, где он ожидал Рагнарока. Локи был приговорен возглавить армию зла во время этой последней битвы с богами, где он был убит Хеймдалем.

Один из ванов, Нъорд, стал жить с Егиром, когда две стороны заключили мир. Нъорд был богом моря. Те, кто ему поклонялись, получали в море свободный проход и избегали опасностей, связанных с морскими путешествиями – поэтому он пользовался особой популярностью у моряков.

Он воспринимался как добрая старая душа, и успокаивал моря, часто вздымаемые более бурным богом, Егиром. Нъорд особенно любил морские заливы, которые были домом для чаек, лебедей и других птиц, священных для него.

Он был источником летних дождей. Скади выбрала Нъорда своим мужем, потому что у него были прекрасные ступни.

Старейший и главнейший среди скандинавских богов, Один, добился выдающегося положения в пантеоне благодаря своей любви к сражениям. Это сделало его популярным у викингов, когда они начали делать набеги за пределы Скандинавии. Убитых в бою он забирает к себе в большой крепостной холл Валгаллы. Называемые «эйнхерии» (einherjar – «славно умершие»), эти воины сберегались Одином для поддержки богов в их последней битве против гигантов в Рагнароке.

Один вдохновлял воинов до состояния берсерка в боях, чтобы они ничего не чувствовали и ничего не боялись. Жертвоприношение было частью поклонения Одину, а самоубийство путём повешения считалось быстрым путём в Валгаллу. Один содержался в высоком почитании у джарлов и другой скандинавской знати, в то время как обычный народ боялся Одина и поклонялся Тору. Один был также богом мудрости. Он бросил один свой глаз в колодец Мимира в обмен на напиток мудрости. Он повесился на космическом дереве Иггдрасиле, чтобы изучить смерть, а затем был оживлен магией. Он всегда знал обо всех событиях с помощью двух воронов, которые облетали весь мир о отчитывались ему. Один должен был быть убит Фэнриром, сыном Локи, во время Рагнарока. Поклонение Одину уменьшилось, когда викинги сменили завоевания более мирными занятиями.

Англо-саксы дали ему имя «Воден» и назвали им четвёртый день своей недели – среду (Wednesday)

Скади, дочь гиганта Тиази, была богиней зимы. Когда Тиази был убит богами, она пришла в Асгард, требуя мести. Боясь вызова богини зимы, ей предложили положить глаза её отца на небо как звёзды, и взять одного из богов в мужья. Она должна была выбирать себе супруга по ступне, надеясь выбрать Бальдра. Она выбрала Нъорда, бога моря, неправильно угадав ногу. Они не подходили друг другу, и в конце концов, разошлись. По некоторым слухам, она вышла замуж за Ульра, бога лыж и стрельбы из лука, покровительствующего воинам, ведущим бой в одиночку. Другие же говорят, что она родила несколько сынов Одину.

Сын Одина и Фригг, Тир, был богом войны, известный за силу и мужество. Как и Один, он получал свои жертвы в виде повешенных мужчин. Его история связанна с Фэнриром, волком – сыном Локи. Тиру было дано тяжёлое задание кормить Фэнрира, но Один заметил что волк вырос слишком сильным и могучим, что внушало опасение.. Боги решили поместить его под землю, и связать, чтобы он не смог причинить никакого вреда. Чтобы убедить Фэнрира в том, что магическая цепь вокруг его шеи не опасна, Тир, в залог, поместил свою правую руку в пасть волку. Когда тот понял, что его обманули, он откусил Тиру руку. Потеря руки унизила Тира в глазах богов, которые смеялись над его болью. Ему было предначертано сражаться во время Рагнарока с великой собакой Гармом, сторожевым псом Хеллхейма. В этом последнем бою Гарм прыгнул на шею Тиру и они оба умерли в этой борьбе.

К богу Тиру возносили молитвы перед битвой, а его руну изображали на мечах. Тир был главным божеством в раннем норвежском пантеоне, но его значение приуменьшилось параллельно с увеличением власти Одина. Англосаксы звали его «Тиу», и дали его имя третьему дню своей недели, – вторнику (Tuesday)

Бог грома, Тор, был сыном Одина и Фджоргин, богини земли. Он был слишком велик для бога, чрезвычайно силён и большой любитель покушать (коровы и на зуб не хватало). Он любил соревноваться в силе, и был чемпионом среди богов в поединках против их соперников, морозных гигантов. Фермеры, которые уважали его за честность и отвращение ко злу, почитали его даже больше, чем Одина, кторый был намного привлекательнее для тех, кто был охвачен духом набегов. Оружием Тора был большой магический молот с короткой рукояткой, Мйольнир, который никогда не промахивался мимо цели. Он носил магические железные рукавицы, чтобы управляться с раскалённой добела рукояткой, и пояс – который удваивал силу молота.

Тор любил находиться в компании Локи, несмотря на его склонность к обману, которая приносила им обоим множество неприятностей. Сказания об их приключениях одни из наиболее богатых в скандинавской мифологии.

Англосаксы назвали в честь Тора пятый день своей недели, четверг (Thursday – день Тора)

Форсети
был сыном Бальдра, богом справедливости и силы, следящей за соблюдением мира. Он сидел на своём Холме, разрешая споры между богами и людьми. Как гласят легенды, не было такого случая, чтобы ему не удавалось привести к согласию спорящие стороны, или вынести решение, которое было абсолютно справедливым.

Дочь Нъорда, бога моря, Фрея была богиней любви и вожделения. Она описывалась как голубоглазая чувственная фигура. Легенды гласят, что она постоянно искала в небе и на земле Одура, своего пропавшего мужа, проливая при этом слёзы, которые обращались в золото в земле и в янтарь на море (возможно, что Одур – это Один). Согласно германской традиции, Фрея и ещё два вана (бога плодородия) переместились в Асгард, чтобы жить с асами (богами войны) в знак дружбы вслед за войной.

На ней было надето ожерелье Брисингз, неимоверно дорогое и красивое сокровище, которое она получила после того, как переспала с четырьмя изготовившими его карликами.

Вместе с Одином они поделили погибших воинов: его доля отправлялась с ним в Валгаллу, а её часть жила в её огромном зале. Англосаксы назвали её именем свою пятницу (Friday)

Хеймдаль, белый бог, он сидел возле моста радуги, следя за тем, чтобы гиганты и другие монстры не проскочили в крепость богов. Ему почти не нужен был сон, и он был настолько восприимчив, что мог услышать шелест прорастающей из земли травы или шерсти, растущей на овцах. Легенды гласят, что он мог видеть на сотню миль. Он носил с собой рог Гьяллархорн, которым он мог предупреждать о начале Рагнарока. Во время Рагнарока он последним среди богов пал в поединке с Локи.

Дочь Локи и ледяной гигантши, Хель была низвергнута Одином в преисподнюю, которая получила её имя – Хеллхейм. Там она правила умершими от болезни, старости или казни. В своих чертогах власть её была так велика, что она могла не обращать внимания на остальных богов, даже Одина. Одна половина её тела была живой женщиной, а другая – разлагающимся трупом. Её троном была кровать умирающего. Христиане позже заимствовали образ Хель и её владения, как обитель вечной скорби и проклятых.

Вход в Хеллхейм – мрачная пещера среди скал и пропастей. По некоторым преданиям, стережет эту пещеру чудовищный пес по имени Гарм (Garmr), до наступления Рагнарока сидящий на цепи.

Рагнарок (Ragnark) – самый страшный, самый жуткий и все же самый поэтичный из скандинавских мифов. Слово «Рагнарёк» буквально означает «судьба [гибель] богов».

Прелюдией к Рагнароку станет падение человеческой нравственности, когда три зимы кряду весь мир будет охвачен войной. Брат пойдет на брата ради наживы, ни у отца, ни у сына не шевельнется чувство жалости друг к другу. Затем настанет лютая великанская зима Фимбульветр – три зимы кряду круглый год, и не будет иных времен года, только снег валит со всех сторон, свирепы ветры и жестоки морозы. Задрожат земля и горы, деревья повалятся, горы разломятся сверху донизу, и все оковы и цепи будут разорваны и разбиты. Фэнрир Волк вырвется на свободу, и море хлынет на сушу, потому что Мировой Змей Йормунганд в ярости поползет на берег. Корабль Нагльфар (Naglfar), снаряженный в Хеллхейме, возьмет на борт команду мертвецов и под водительством Локи поплывет из болот Хеллхейма, подхваченный исполинским валом. Фэнрир Волк устремится вперед с разверстой пастью: нижняя челюсть до земли, верхняя – до неба; будь больше места, он бы распахнул пасть еще шире. Пламя пышет у него из глаз и ноздрей. А рядом с Волком ползет Мировой Змей, изрыгая яд на небо и землю.

Средь этого грохота раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Впереди Сурт, окруженный огнем, и в руке у него огромный меч, сверкающий ярче солнца. Когда эта жуткая рать мчится по Биврёсту, мост, как предсказано, рушится, а орды Муспелля выплескиваются на равнину, называемую Вигрид (Vgr), чтобы там соединиться в Фэнриром и Мировым Змеем. Локи приводит туда же несчетное воинство мертвецов и ставит подле пламенных отрядов Муспелля. Здесь же и все инеистые великаны под водительством Хрюма (Hrymr). Неисчислимые рати выстроены по огромному полю Вигрид, на сто лиг в каждую сторону.

Теперь встает бог Хеймдаль и трубит в рог Гьяллархорн, поднимая богов. Один во весь опор скачет к источнику Мимира, спросить совета для себя и своего воинства. Трепещет ясень Иггдрасиль, в ужасе небо и земля. Воины и боги вооружаются и выступают на поле брани. Впереди едет Один – в золотом шлеме, с копьем Гунгнир в руке. Он выходит на бой с Фэнриром Волком; бок о бок с ним – Тор, но не может он помочь Одину, ибо сражается с Мировым Змеем. Фрейр единоборствует с Суртом, пока не падает мертвым.

Гарм, заточенный в Хеллхейме, в бездонной пещере Гнипахеллир, вырывается на волю. Он вступает в яростную схватку с богом Тюром, и они поражают друг друга насмерть. Тор убивает Мирового Змея, но, отойдя на девять шагов, падает наземь, отравленный тлетворным дыханием гада.

Волк проглатывает Одина; но Одинов сын Видар пробивается вперед и ставит ногу на нижнюю челюсть Волка. Эта нога обута в башмак, который делался по частям от начала времен. Молчаливый ас наступает ногой на нижнюю челюсть Фэнрира и, вонзив свой меч ему в небо, убивает чудовище.

Уже пал прекрасный Фрейр, пораженный огненным мечем Сурта, уже повелитель Муспельхейма убивает Фригг и других богинь, сражавшихся рука об руку со своими мужьями.

Но Магни и Моди подняли молот своего отца и тоже вступили в бой. Вот Ульр без промаха стреляет из своего лука. Я вижу, как Сурт погиб под ударом Мйольнира, я вижу, что великаны побеждены, но огненный меч повелителя Муспельхейма упал на ясень Иггдрасиль, и могучее дерево вспыхнуло. Его корни, источенные драконом Ндхоггом, не в силах больше держать ствол, и он падает. Вместе с ним рушится небесный свод, а земля погружается в мировое море.

Так свершается Рагнарок. Однако, это не есть, как обычно считают, окончательная гибель скандинавских богов.

Как гласит «пророчество Вельвы» далее:

«…Дым рассеялся, а в небе засияло новое солнце, еще ярче и красивее старого. Асгарда, Митгарда, Йотунхейма и Муспельхейма больше нет, нет и страны гномов и страны эльфов – одно мировое море с шумом катит свои волны с севера на юг и с востока на запад. Но не только море и солнце я вижу – я вижу высоко-высоко в небе, там, где раньше был Асгард, но только еще выше его, молчаливого Видара, храброго Вали, могучих Магни и Моди и меткого Ульра – они остались живы. Вместе с ними Бальдр и Хёд, которым удалось вырваться из царства Хель. За поясом у Магни молот его знаменитого отца. Молодые боги разговаривают друг с другом, вспоминая дела и подвиги минувших веков, и строят для себя новую страну, а под ними из мирового моря опять подымается земля. Она все зеленая, она покрыта чудесными лесами, садами, пастбищами и нивами. А вот и люди. Они уже не думают о богатстве. Блеск золота их больше не ослепляет. Они не воюют друг с другом и живут безбедно и счастливо…»

Источник: CORS

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов