Происхождение Зла

Распространённая, общепринятая трактовка «зла», как причинения реального вреда здоровью, психике, или жизни (чужой или своей), достаточно точно отражает суть этого понятия.

Конкретными причинами появления зла в древности являлись, в основном, «внешние факторы» – хищные звери, болезни, голод в следствие неурожая, неблагоприятные климатические условия, несчастные случаи; а также «человеческий фактор» – враждебные племена, и социальная нестабильность внутри своего же племени.

Создавая свою цивилизацию, человек боролся со злом. В наше время человек отчасти обуздал окружающую среду. Зло «внешних факторов» на данном этапе цивилизации не устранено, но сведено к минимуму. Так или иначе, оно ещё может проявить себя, но наибольшую угрозу цивилизованному человеку на сегодняшний день представляют другие люди — во всяком случае, куда чаще, чем дикие звери, болезни, холод и голод.

С определённого момента люди, осознавая, что причиняют вред чужим здоровью, психике, или жизни, — начали искать причины своих злых действий по отношению к своим сородичам где-то вовне — оправдывая их то влиянием отдалённой звезды в космосе, будто бы посылающей нам особые волны негативной энергии, сводящие людей с ума, то нашёптыванием других существ из «незримого, сокрытого плана бытия»..

Реальность куда проще.

Причинами происхождения «человеческого фактора» зла является наша способность сравнивать, выбирать между качественным, – и дрянным, а также врождённое стремление «быть лучше других». Это касается как еды, одежды, любимых, так, в конце концов, и своих возможностей, да и выбора того общества, в котором живёт сам человек.

Можно долгое время «жрать дерьмо», и считать, что это вполне нормально. Даже если человек сам понимает, что «жрёт дерьмо» – но выбирать ему особо не из чего — он обязательно станет оправдывать это «высокими целями», – «ради которых» он будто бы влачит такое существование.

Но слишком долго так продолжается не может.

Как только у человека появляется возможность не просто оценивать издалека, но выбрать.. реально выбрать.. всё рушиться к чертям — человек неминуемо отдаёт предпочтение более качественному.

Никакая система не устоит. Никакие “доводы разума” не удержат нас от реализации своего инстинкта: мы стремимся к лучшему для себя, попутно отвергая худшее.

Выбирая, мы разделяем, — и строим иерархию.

Вверху наших предпочтений нечто дорогое нам, то, что мы любим.

Неважное, бесполезное, или такое, к которому мы относимся с равнодушием, мы ставим на самую нижнюю ступень нашей иерархии, «выбраковываем».

Иерархизируя отношения между собой, мы порождаем зло: поставленные нами на низшую ступень иерархии, и «выбракованные» нами люди, начинают источать агрессию (“агрессия” ещё сама по себе не зло — она может привести даже к «позитивным прорывам», — но и ко злу) на окружающих или на себя.

Вспомним насилие, применяемое при самоутверждении над другими, происходящее из чувства неполноценности, которое проистекает из сравнения себя с другими, и от жажды «уважения» окружающих.

Провоцируя передел материальных ресурсов, и создавая конфликт, мы также приводим зло в этот мир. Конфликт не обязательно ведёт ко злу, но довольно часто.

И что же? Зло порождается самим человеком, его биологией, его стремлением сравнивать, оценивать и иерархизировать всё вокруг, его стремлением к лучшему. Зло само по себе не равно такому стремлению, но в большинстве случаев происходит из него. Человек попытался надстроить над этим врождённым инстинктом этическую систему, ограничивающую его, однако она срабатывает не часто.

При достаточном внутреннем устремлении, зло может быть преодолено индивидуально: некоторые практикуют путь ахимсы и ненасилия, не занимаясь иерархизацей окружающих и улучшением своей жизни; развивают в себе искреннюю доброжелательность и уважительное отношение ко всем.

А вот вопрос о «преодолении зла» в обществе, без индивидуальных усилий каждого его члена, сложнее: он сводиться к вопросу, сможет ли человечество создать полностью глобализированный, цельный социум, где «выбор извне» будет невозможен, окружающая среда предоставит на всех ресурсов с избытком, а иерархизация отношений между людьми будет медикаментозно, или с помощью генетики сведена к нулю. От человеческой иерархии останется, вероятно, лишь управленческая вертикаль, но её значение будет совершенно иным, чем у властной иерархии, знакомой нам сегодня.

Теоретически, такая цивилизация возможна. Но её основой будет не «экспансия вовне», как это происходит сейчас, а «исследование себя», с ранним выявлением и развитием врождённых предрасположенностей каждого, и особым акцентом на важности любого члена такого общества, как высшей ценности, — безотностельно его текущих данных. В таком обществе человек занимается исследованиями или творчеством не ради награды, почести, статуса в социальной иерархии (таковая отсутствует) — а раскрывая свой заложенный с младенчества потенциал, как часть общего потенциала своего вида.

Странный мир, и странная философия.

Мир без зла — это вовсе не «кокаиновый шарик Рая», и не «мир без конфликтов», — но это какой-то совершенно другой, незнакомый нам мир.

Fox Mad, 11.11.2015

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов