Перевёрнутая пентаграмма. История символа


Главный «знак» сатанизма — перевёрнута пентаграмма — чрезвычайно древний символ; однако мало кто среди современных сатанистов знает её историю. Естественно (а иначе и быть не может!), этот символ так или иначе связан с христианской религией, и изначально произошёл из её среды.

Только факты:

I В древние времена звезда в восточной части неба ассоциировалась с Мессией. Первые христиане верили, что Иисус Христос – «Звезда», которая «восстанет из дома Израилева». См. Числа 24:17. О том же свидетельствует Мессианская Антология, найденная в Свитках Мертвого моря.

Апокрифическое Свидетельство Иуды (4:24) также повествует об этой «Звезде», которая будет «ходящим с сынами человеческими».

В толковании Мудрецов есть слова о седьмице, во время которой придет Сын Давидов… «И будет великое изобилие и Звезда воссияет с Востока, и это — Звезда Мессии»

Утренняя Звезда сияет в восточной части неба, хотя нельзя утверждать, что Вифлеемская звезда это непременно Утренняя Звезда. Тем не менее, эта общая связь может объяснить, почему некоторые ранние христиане изображали Вифлеемскую Звезду в виде перевернутой пятиконечной звезды (символ Венеры).

С чего ранние христиане связывали Иисуса Христа с пятиконечной звездой? Но ведь он сам называл себя «звездой светлой и утренней» (Отк. 22:16)

II Печать императора Константина Великого. После 312 года по РХ император Константин разместил на одной стороне своей официальной царской печати крест Chi-Rho, — символ, который, как он заявлял, он видел в видении, — а на другой стороне — перевернутую пятиконечную звезду.

Печать императора Константина Великого

«Пентаграмма внутри круга… может быть названа композиционно-портретным символом планеты Венеры. Эта планета является единственной в нашей системе, которую можно ясно идентифицировать с графической структурой однозначно полученной из вычерчивания ее астрономических движений в пространстве.… Если кто-то знает эклиптику… и может уточнить текущую позицию планет в отношении к группам фиксированных звезд в зодиаке,… то возможно обозначить точное место в 360 градусах задиака, где появится Утренняя Звезда незадолго до восхода Солнца после периода невидимости. Если мы можем это сделать, подождем, когда Утренняя Звезда снова появится через 584 дня (синодическое орбитальное время Венеры), и отметим ее положение в зодиаке, а затем повторим этот процесс, пока не будем иметь пять мест появления Венеры в качестве Утренней Звезды, то обнаружим, что пройдет ровно восемь лет и один день. Если мы затем проведем линию от первого отмеченного пункта ко второму, потом к третьему и так далее, то у нас получится пентаграмма… ‘Только планета Венера проходит по знаку пятиконечной звезды. Ни одна из неисчислимых звезд над нами не может своей орбитой воспроизвести этот знак… Более того, точки пентаграммы указывают на пять различных звездных скоплений или созвездий… И только позже было открыто, что эти пять точек медленно передвигаются по небосводу, будто стрелки гигантских часов… По прошествии четырехлетнего периода каждая из точек пентаграммы перемещается на один день, на одну 365 часть зодиакального цикла… После 1460 солнечных лет эти ‘стрелки’ возвращаются на свое исходное место’.» [Carl G. Liungman, Dictionary of Symbols (Denver, Colorado: ABC-CLIO, 1991), 333-334]. Эта пятиконечная звезда будет оказываться либо прямой, либо перевернутой, в зависимости от того, когда человек начал наблюдать и зарисовывать положения Венеры.

Другой, более короткий способ добраться до узора звезды таков, как указывает та же цитируемая нами книга [28:23, пятиугольник]: «Если кто-то отметит положение планеты Венеры в зодиаке, когда она впервые появляется как Утренняя или Вечерняя звезда после периода невидимости, подождет затем, пока Венера не исчезнет снова, затем повторит процедуру в следующий раз, когда Венера опять появится как Утренняя или Вечерняя звезда, и будет делать это в течение 1460 дней (то есть ровно четыре года), а потом нарисует линию между всеми теми положениями — от первого до второго и так далее — то на чертеже, когда все точки соединятся, получится правильный пятиугольник». Если затем прочертить линии, соединяющие каждую из точек пятиугольника с другими, то сформируется пятиугольная звезда.

Отметьте также, что если каждую из сторон прямого пятиугольника продлить в обоих направлениях на расстояние, равное длине стороны, тогда эти линии пересекаются и образуют перевернутую звезду.

Пока остается неизвестным, почему Константин решил скомбинировать крест Христа с перевернутой пятиконечной звездой, но все же интересно отметить, что официальная печать города Иерусалима с 300 по 150 до РХ также содержала перевернутую пентаграмму. См. The Glory of the Old Testament, edited by Georgette Corcos (New York: Villard Books, 1984), 158.

III Печать города Иерусалима с 300 по 150 до РХ

Печать Иерусалима на рукояти сосуда

Вероятно, имеется связь между этими двумя печатями, так как Иерусалим был местом распятия Иисуса Христа.

IV Другой пример перевернутой звезды, связанной с христианским крестом, можно увидеть в папке с чертежами архитектора по имени Виллар де Оннекур (Villard de Honnecourt) 1230 года по РХ. Этот человек, трудившийся для Цистерцианского монашеского ордена, нарисовал в своем альбоме «скинию», которая огораживает перевернутую звезду с удлиненным нижним лучом. См. Hans R. Hahnloser, Villard de Honnecourt (Graz, Austria: Akademische Druk-u. Verlagsanstalt, 1972), plate #18; Theodore Bowie, The Sketchbook of Villard de Honnecourt (Bloomington, Indiana: Indiana University Press, 1959), 88-89. Эта церквушка увенчана тремя Голгофскими крестами, что подразумевает применение перевернутой звезды в качестве ортодоксального христианского символа.

Эскиз окна для кафедрального собора в Лане из альбома Виллара де Оннекура

V Существуют также и другие примеры, связанные с главным направлением Христианства. Например, в центре розы окна северного нефа Амьенского Кафедрального Собора во Франции имеется огромная и изысканно вырезанная перевернутая звезда. См. Martin Hurlimann, French Cathedrals (New York: Viking Press, 1967), 149; Roland Bechmann, Villard de Honnecourt (Paris: Picard, 1991), 334.

Роза окна в Соборе Амьенской Богоматери, Франция

Эта церковь была возведена между 1220 и 1410 годами по РХ., и, несомненно, те, кто возводил её, были признанными учениками Иисуса Христа.

VI Равно, как и жители Ганновера, Германия, которые еще в четырнадцатом веке поместили огромную перевернутую (и вписанную в окружность) пятиконечную звезду на шпиль своей Marktkirche, или Рыночной Церкви. См. Christian Norberg-Shulz, The Concept of Dwelling: On the Way to Figurative Architecture (New York: Rizzoli, 1985), 74.

VII Также можно наблюдать наблюдать многочисленные перевернутые звезды, окружающие статую Марии и младенца Христа в Шартрском Кафедральном соборе (примерно 1150 год по РХ).

Шартрская Мадонна на фоне перевёрнутых пентаграм

VIII Интересно в этом контексте выглядит ажурное окно над входом в евангелическую церковь в небольшой немецкой деревушке Шенкеншанц. Перевёрнутая пентаграмма вплетена в рисунок этого окна.

Вход в церковь христиан-евангелистов, д. Шенкеншанц, Германия

IX Из архитектурных шедевров хотелось бы ещё упомянуть Соборную церковь Успения Богородицы в небольшом французском городке Витри-де-Франсуа. На фасаде этой прекрасной средневековой церкви центральный витраж выполнен с использованием перевёрнутых пентаграмм.

Церковь Успения Богородицы в Витри-де-Франсуа, Франция

X Шеститомник Марка Марулли (Marco Marulli) «О благочестивой и счастливой жизни» украшает перевёрнутая пентаграмма, которую держит херувим.

Издание 1540 года шеститомника «О благочестивой и счастливой жизни» Марка Марулли

XI Прекрасный пример являет собой звезда, изображенная в «Требнике Бертольда». Требник был оформлен в аббатстве Бенедиктинцев в Вайнгартене, Германии где-то между 1200 и 1232 годами по РХ. См. Revell Bible Dictionary (Old Tappan, New Jersey: Fleming H. Revell, 1990), 659; Gertrud Schiller, Iconography of Christian Art (Greenwich, Connecticut: New York Graphic Society, 1971), 1, plate 271.

Иллюстрация с поклонением волхвов из требника Бертольда (Berthold Sacramentary) содержит перевёрнутую пентаграмму в качестве Вифлеемской звезды

XII Роспись в католическом храме XIII века в городе Каарма (Эстония)

XIII Что означала для ранних христиан перевернутая пятиконечная звезда? Ключ можно найти в некоторых произведениях искусства Греческой и Русской Православной церквей. В нескольких изображениях, иллюстрирующих Гору Преображения, различные художники этих деноминаций рисовали Иисуса Христа, стоящего перед большой перевернутой пятиконечной звездой. Некоторые из этих звезд были с удлиненным нижним лучом. См. Leonid Ouspensky and Vladimir Lossky, The Meaning of Icons (Boston, Massachusetts: Boston Book and Art Shop, 1952), 213; Engelina Smirnova, Moscow Icons: 14th-17th Centuries (Oxford: Phaidon, 1989), figure 121; V. N. Lazarev, Moscow School of Icon Painting (Moscow: Ishkusstvo, 1971), figures 25 and 48.

Икона Андрея Рублёва «Преображение Господне». Хранится в Благовещенском соборе Московского Кремля

Каким образом древний христианский символ стали ассоциировать с Сатаной? Человеком, из-за которого родилась такая ассоциация, стал француз по имени Альфонс Луи Констан (Alphonse Louis Constant — 1810-1875). Он был посвящен в дьяконы Римской Католической церкви в 1835 году, но вынужден был отказаться от своего плана стать священником на следующий год, так как был расстрижен. Это радикальное наказание было предпринято против Альфонса, когда он серьезно увлекся изучением оккультизма. В конце концов Альфонс решил взять себе псевдоним (Элифас Леви Захед — Eliphas Levi Zahed) и написать книгу на оккультные темы. В своих писаниях Альфонс показал, что знаком со старинным иудейским ритуалом Дня Искупления, когда грехи народа символически перекладывались на «козла отпущения», после чего козёл изгонялся в пустыню. Когда Альфонс опубликовал свою первую книгу, то упомянул там этот библейский образ, с целью пнуть Римскую Католическую церковь. В своей книге Альфонс напечатал рисунок руки священника, изображающего «знак отлучения», и оформил этот знак таким образом, что его тень выглядит подобно козлиной голове.

Первый случай, когда Альфонс «связал» перевернутую пятиконечную звезду, иудейского козла, и Сатану, произошел в книге, опубликованной им в 1855 году, а первый раз, когда он сделал изображение, иллюстрирующее связь между Сатаной и перевернутой звездой, был в книге, которую он выпустил в 1861 году.

Полезная информация