Просвещение

Автор:  Avgursan
Avgursan

Просвещение – идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой поднимавшихся народных масс против феодальных порядков и учреждений. Отличительной чертой Просвещение являлось стремление его представителей к переустройству всех общественных отношений на началах разума, «вечной справедливости», равенства и других подобных принципов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Главным средством преобразования общественной жизни деятели Просвещение считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Наряду с указанными выше общими чертами Просвещение в разных странах имело и специфические отличия, обусловленные особенностями их исторического развития. Например, английское Просвещение, последовавшее за «славной революцией», отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника. Свободомыслие Локка и других представителей английского Просвещения (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось главным образом в борьбе за веротерпимость. Во Франции Просвещение предшествовало революции конца 18 века и сыграло решающую роль в ее идеологической подготовке. Родоначальниками французского Просвещения были Вольтер и Монтескье, а его отличительной особенностью – воинственный антиклерикализм, непримиримое отношение к католической религии и церкви, составлявшим духовный оплот феодально-абсолютистского строя. Наиболее решительными противниками религии среди французских просветителей были философы-материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах), выступавшие с открыто атеистических позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кондильяк). В американском Просвещении ведущее место занимало радикальное, демократическое крыло, участники войны за независимость (1775-1783) – Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллен и другие. Философской основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость отношений в Германии, ее экономическая и политическая отсталость нашли отражение в противоречивом характере немецкого Просвещения. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму, в нем имелось и демократическое направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феодального произвола, гнета абсолютизма, против официальной религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и другие) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религиозную нетерпимость, фанатизм. В России идеология Просвещения возникла и стала распространяться со второй половины 18 века (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В начале 19 века русское Просвещение было представлено деистическо-материалистическими (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистическо-атеистическими (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революционно-освободительного движения декабристов и носило ярко выраженный антирелигиозный характер. Русскими просветителями 19 века были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов