Просвещение

Автор:  Avgursan
Avgursan

Просвещение – идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой поднимавшихся народных масс против феодальных порядков и учреждений. Отличительной чертой Просвещение являлось стремление его представителей к переустройству всех общественных отношений на началах разума, «вечной справедливости», равенства и других подобных принципов, вытекающих, по их мнению, из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Главным средством преобразования общественной жизни деятели Просвещение считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение нравов. Наряду с указанными выше общими чертами Просвещение в разных странах имело и специфические отличия, обусловленные особенностями их исторического развития. Например, английское Просвещение, последовавшее за «славной революцией», отличалось умеренным характером, ограниченностью своих целей, что и отразило мировоззрение его родоначальника. Свободомыслие Локка и других представителей английского Просвещения (Шефтсбери, Болингброк, Толанд, Коллинз) выражалось главным образом в борьбе за веротерпимость. Во Франции Просвещение предшествовало революции конца 18 века и сыграло решающую роль в ее идеологической подготовке. Родоначальниками французского Просвещения были Вольтер и Монтескье, а его отличительной особенностью – воинственный антиклерикализм, непримиримое отношение к католической религии и церкви, составлявшим духовный оплот феодально-абсолютистского строя. Наиболее решительными противниками религии среди французских просветителей были философы-материалисты (Ламетри, Дидро, Гельвеции, Гольбах), выступавшие с открыто атеистических позиций. Но среди них имелись и деисты (Ж.-Ж. Руссо), и мыслители, лояльно относившиеся к католицизму (Кондильяк). В американском Просвещении ведущее место занимало радикальное, демократическое крыло, участники войны за независимость (1775-1783) – Б. Франклин, Т. Пейн, Т. Джефферсон, И. Аллен и другие. Философской основой мировоззрения названных мыслителей был материализм в сочетании с деизмом. С этих позиций они выступали против религии, отстаивали свободу совести. Неразвитость отношений в Германии, ее экономическая и политическая отсталость нашли отражение в противоречивом характере немецкого Просвещения. Наряду с умеренным течением, тяготевшим к идеализму, в нем имелось и демократическое направление, ориентированное на материализм, связанное с протестом широких слоев населения против феодального произвола, гнета абсолютизма, против официальной религии и церкви. Представители этого направления (Лессинг, Гердер и другие) отстаивали равенство всех людей независимо от сословного происхождения и вероисповедания, осуждали религиозную нетерпимость, фанатизм. В России идеология Просвещения возникла и стала распространяться со второй половины 18 века (Н. И. Новиков, А. Н. Радищев). В начале 19 века русское Просвещение было представлено деистическо-материалистическими (И. П. Пнин, И. Д. Ертов, А. С. Лубкин и др.) и материалистическо-атеистическими (И. Д. Якушкин, А. П. Барятинский, В. Ф. Раевский) направлениями. Последнее включало участников революционно-освободительного движения декабристов и носило ярко выраженный антирелигиозный характер. Русскими просветителями 19 века были В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов, Н. Г. Чернышевский.

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Транспорт и грузоперевозки железнодорожный atk-profipereezd.ru.
Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов