Православная философия

Автор:  Avgursan
Avgursan

Православная философия – религиозно-философское направление, возникшее как обоснование православного вероучения и культа. Идейными источниками православной философии явились неоплатонизм, патристика, никейская ортодоксия. Опираясь на платоновско-аристотелевскую традицию и мистику ареопагитиков, ее видные представители Иоанн Дамаскин, патриарх Фотий стремились весь комплекс христианских понятий сформулировать в соответствии с требованиями аристотелевской логики и на этой основе обосновать их истинность и непреходящую ценность. Иоанн Дамаскин сформулировал исходные установки христианской схоластики, обосновал представление о науке как служанке богословия. В его сочинениях переплетаются рационализм и мистика, приверженность к никейской традиции с переосмыслением библейских представлений. В последующие века православная философия приобретала все более мистический, иррациональный характер. В сочинениях так называемых исихастов (от греческого hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – Григория Паламы, Григория Синаита, Николая Кавасилы единственным средством познания божественной истины признавалось молитвенное созерцание, аскетический подвиг, мистическое озарение. Только благодаря мистическому опыту становится возможным, по их мнению, постичь абсолютно непостижимого бога через проявление его благодати. С этих позиций исихасты вели ожесточенную борьбу со сторонниками освобождения знания от церковной опеки, активно выступали против оппозиционного движения, обосновывали незыблемость основ феодального общества. Византийская философия оказала значительное влияние на другие православные церкви, в том числе и на русскую. На славянский язык были переведены сочинения «отцов и учителей церкви», исихастов, работы по логике, диалектике. Особенно популярными в 14-16 веках были сочинения «каппадокийцев» и исихастов. Однако религиозно-философские воззрения в этот период не были однородными. Мистико-созерцательному направлению, представленному Сергием Радонежским, Нилом Сорским, противостояло рационально-схоластическое в лице Иосифа Волоцкого, Зиновия Отенского. Хотя мистические и схоластические тенденции не приобрели в православии крайних форм выражения, тем не менее в отдельные отрезки времени каждое из этих направлений доминировало. В начале 19 века возникла так называемая академическая философия. Ее общие принципы были разработаны Ф. А. Голубинским, В. Д. Кудрявцевым-Платоновым, В. Н. Карповым, С. С. Гогоцким, П. Д. Юркевичем и других. При этом особое внимание уделялось исследованиям в области патристики (митрополит Филарет, В. В. Болотов), сотериологии (от греческого soter – спаситель) (П. Я. Светлов, архиепископ Сергий), софиологии (Н. Н. Глубоковский, П. А. Флоренский), православной антропологии (В. И. Несмелое, М. М. Тареев), экклезиологии (Е. П. Аквилонов). Нецерковная линия православная философия разрабатывалась представителями «церковного обновления», славянофилами, «метафизики всеединства», «нового религиозного сознания».

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов