Небольшое FAQ по сатанизму

Логично было бы поискать некий стержень сатанизма. Думаю, мало кто поспорит с тем, что этим стержнем будет непосредственно Сатана. Но и это не даёт никакого понимания, так как мы не можем сказать, – кто или что есть Сатана? Самая примитивная позиция описывает его как божество..

Предпринимались попытки отыскать Сатану и как элемент сознательного, и как элемент бессознательного. Если говорить о сознательной составляющей, тут уместен термин «концепт» – т.е. «то, что думают люди». В данном случае, нас интересует, что думают люди о Сатане, не столь о его природе, – сколько о его качествах. Этот вопрос хорошо освещен в многотомном труде Бертрана Рассела.

Концепт имеет свойство меняться, притом весьма динамично, как во времени, так и в пространстве.

Представления о Сатане – богопротивнике, меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре, и схожих черт тут весьма и весьма мало.

Мы не можем увидеть истинный лик Сатаны в массе легенд и сказаний о нем, – мы видим лишь искаженные отражения, и мы даже не можем с уверенностью сказать – есть ли он, этот истинный лик?

Если нельзя получить ответ в области сознания, то, возможно, он находится в области бессознательного?

Warrax и Olegern предприняли такую попытку в своей книги «Princeps Omnium», где, основываясь на юнгинианском психоанализе и различных легендах, они постарались выделить «архетип Сатаны». На мой взгляд, книга получилась весьма слабой, мы с Advocatus Diaboli, уже подвергли ее некоторой критике в статье «Архетип Сатаны, в поисках призрака».

Приведу основные тезисы против Сатаны-архетипа:

- Сомнительно само существование архетипа Сатаны, как такового, так как все функции которые авторы РО, приписывали ему, легко попадают под влияние других архетипов.

- Исследование архетипа крайне затруднительно, в виду его теоретической непознаваемости сознанием, которая, в частности, выражается в противоречивости заложенной в самом архетипе. Соответственно и философия сатанизма базирующаяся на элементах бессознательного не может быть четко сформулирована. Конечно, как предлагал Warrax, можно попытать выделить черты однозначно противоречащие, и однозначно соответствующие архетипу Сатаны, и отталкиваться от этой концепции. Но, опять таки, в виду внутренней противоречивости архетипов, одна и та же черта, может как соответствовать, так и противоречить одному и тому же архетипу.

- Весьма сомнительна сама теория Юнга об архетипах. Не стоит забывать, что официально, она так и не признана, не смотря на большое число последователей. Да и сам Юнг попадался на фальсификациях. Так что строить философско-религиозную систему на таком зыбком базисе весьма проблематично.

Есть еще один вариант нахождения Сатаны – метафизический, с претензией на научность – теория эгрегоров. Подразумевается, что человеческие мысли и эмоции создают некие тонкие структуры, обладающие собственным подобием личности, определенной свободой воли, и силой, которую они могут проявлять в материальном мире. Теория, конечно, весьма интересна, но так же и весьма сомнительна. Я бы сказал, что она куда сомнительней той же теории Юнга, у которой все-таки есть довольно обширная эмпирическая база, и которая оперирует научной методологией. Теория эгрегоров же – не более чем попытка оккультистов придать наукообразность своим иррациональным вымыслам.

Так что убедительного Сатаны мы не находим нигде. Без сомнения, общие черты, с которыми согласны все исследователи данного вопроса, у Сатаны есть. Бунт, к примеру, Сатане свойственен всегда. Но это, и несколько других черт, лишь отражают свойства Сатаны, а не его суть. Поэтому, при желании можно выделить несколько объективных черт Сатаны – с которыми будут согласны, практически все, но выяснить его природу мы по прежнему не в состоянии.

Первое с чем ассоциируется сатанизм у непосвященного человека – это мрачные ритуалы черной магии, совмещенные с человеческими жертвоприношениями и поруганиями христианских символов.

Начнем с начала – с магии. Сатанинская магия существует, притом в нескольких вариантах. Например, есть псевдоисторические трактаты «Книга Дагона» и «Тайны червя» – описывающие ритуалы включающие в себя человеческие жертвоприношения, вызовы демонов в материальном воплощении и т.п. Однако при чуть более внимательном взгляде на эти гримуары, становится ясно что написаны они весьма малообразованными людьми. К примеру в «Тайнах червя» указывается что в Европе до крещения повсеместно присутствовали культы поклонения именно Сатане (а не языческим богам) принесенные римлянами, что является практически новым словом в истории религий. В «Книге Дагона» сказано, что граф Дракула был известным чернокнижником, и якобы, ритуалы описанные там, практиковались Дракулой лично. При этом нет никаких исторических свидетельств увлечения Влада Тепеша колдовством, более того, известно, что Тепеш несколько лет провел в заключении так как отказывался отречься от православия.

Так что, учитывая историческую неверность этих книг, не стоит доверять и практикам, описанным там.

Различные сатанинские группы, создают свои школы магии, как правило это ужасающая смесь кроулианства, руники, вудуизма, кабалы, ньюэйджевских практик, НПЛ и собственных фантазий. Все, естественно, под мрачным соусом а-ля жертвоприношения и ночные кладбища. Как правило данные колдуны – юнцы попавшие под очарование сатанинского имиджа, чья философия столь же нелепа, как и их ритуалы.

Существует такое направления сатанизма, как национал-сатанизм, ярчайшими его представителями является Orden of Nine Angles (ONA) «Орден девяти углов». Их идеология весьма экстремальна, призывает к насилию и ставит своей целью мировую национал-социалистическую революцию. Это вызвано тем, что ONA создан британским правым радикалом Ричардом Мьяттом, как один из инструментов привлечения молодежи в ряды нацистского движения. Естественно существует и магическая составляющая, содержащая весьма антуражные составляющие типа – оргий, поругания христианских символов, воззваний к демонам и Гитлеру. ONA имеют собственную колоду Таро, набор молитв и гимнов. Человеческие жертвоприношения так же включены в их ритуалику, но они могут быть заменены номинальными жертвоприношениями – когда вместо жертвы приносится ее подобие, – предполагается, что жертва в результате умрет.

Самая распространенная на сегодняшний день система сатанинской магии – это система используемая Church of Satan (CoS), разработанная ее основателем Антоном Шандором ЛаВеем. В отличие от общественных представлений, жертвоприношения там исключены. Хотя, такие эффектные элементы, как алтарь в виде обнаженной женщины, заклинания на непонятном языке (в данном случае используется енохианский язык), использование мечей, фаллических символов и т.д. там широко используются. Согласно учению ЛаВея, главная цель ритуала – не столько осуществление желания, сколь избавление от него. Ритуал здесь является не столько магическим действом, сколько психодраммой.

Также сатанизм зачастую ассоциируют с откровенным антихристианством. Его часто считают «христианством наоборот», поэтому считается, что неотъемлемой частью сатанинских ритуалов является поругание христианских символов. Что ж, не без этого. Представление о сатанизме, как культе Дьявола – противника Христа, давно и прочно укрепились в общественном мнении, поэтому многие начинающие любители оккультизма, или просто скучающие оболтусы, начинают «практиковать сатанизм» отталкиваясь от установок взятых из христианских и родственных им источников. Многие искатели острых впечатлений начинают «практиковать сатанизм», как погромы кладбищ, чтение христианских молитв наоборот, поругание христианских символов и т.п. Эти факты есть и их бессмысленно отрицать. Но бессмысленно отрицать и то, что подавляющие количество таких сатанистов – подростки, способные максимум на мелкое хулиганство. Из личной практики замечу, а я знаком в той или иной мере, практически со всеми известными в России сатанистами, что те, кто изначально придерживался вульгарно-антихристианского взгляда на сатанизм, в более зрелом возрасте, если остаются сатанистами, привносят в свою идеологию новые элементы, отказываясь от столь примитивного подхода.

Как указано выше – сатанизм это ни какое то единое течение, с жесткой догмой – а масса разобщенных групп, зачастую враждебных друг другу. Конечно, существуют те же CoS и ONA которые имеют своих последователей во многих странах мира. Но их члены, все равно крайне малочисленны и разобщены, для создания какой-либо мощной международной системы. К тому же CoS – легальная религиозная организация, а ONA настолько увлечены конспирацией, что члены одной ячейки не имеют никаких контактов с другой. Слухи о глобальном заговоре сатанистов, скорее всего, растут из представлений о масонах, имеющих весьма разветвленную сеть по всему миру и множество, достаточно влиятельных членов. Однако, масоны, не смотря на множество слухов, не являются сатанистами. Есть несколько отколовшихся от масонства лож, которые близки по своей идеологии к сатанизму. Например кроулианцы – Ordo Templi Orientis (Орден Восточных Тамплиеров) ОТО. Не смотря на то, что в их символике используется Бафомет и несколько других инфернальных символов, сами они, достаточно четко отмежевываются от сатанизма, да и многими сатанистами всерьез не воспринимаются.

Теперь можно поговорить, о том – кто же такой сатанист? Основную массу, тут, конечно представляют подростки-любители тяжелой музыки. Это люди увлеченные мрачной атрибутикой сатанизма, именно они, чаще всего совершают акты вандализма. Как правило, это увлечение проходит, когда проходит юность. Тем не менее существуют и вполне зрелые сатанисты, представляющие практически все возрастные и социальные группы. Среди них есть как и представители творческих, так и технических профессий. Достаточно много сатанистов среди журналистов и программистов. Есть как бедные, так и вполне обеспеченные люди. Есть и законопослушные граждане, есть и криминальные элементы. В общем, среднестатистический сатанист мало чем отличается положением в обществе от кого либо другого. Единственное, что могу заметить – процент людей с высшем образованием среди взрослых сатанистов очень высок.

Alote, 2008

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов