Неоконфуцианство

Автор:  Avgursan
Avgursan

Неоконфуцианство – крупнейшее после классического конфуцианства философское течение в истории китайской мысли, возникшее при династии Сун (960-1279) и получившее дальнейшее развитие при династии Мин (1368-1644). Его становление и расцвет связаны с именами ряда мыслителей, среди которых: Чжоу Дуньи (1017-1073), Чжан Цзай (1020-1077), братья Чэн Хао (1032-1085) и Чэн И (1033-1107), Чжу Си (1130-1200), Ван Шоужэнь (1472-1529).

В изложении Чжу Си концепции неоконфуцианства обрели форму дуалистического учения о двух началах: идеальном, первичном «ли», и материальном, вторичном «ци». «Ли» нуждается в прикреплении к определенному «ци», «ци» же нуждается в «ли», как в законе для своего существования; поэтому они неразделимы. Все действительное и возможное содержится в лишенном физической формы Великом пределе, существующем во всех вещах, взятых в совокупности (Вселенная) и в отдельности. «Ли» человека (или вещи) является его природой, реальной и конкретной.

Среди неоконфуцианцев эпохи минской династии самым знаменитым был Ван Шоужэнь (1472-1529). Он развивал монистическое учение, в котором идеальное – «ли» (дух) – является первопричиной мира, тогда как материальное — «ци» — лишь производное от «ли».

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов