История сатанизма. Введение

Люди, интересующиеся историей сатанизма, склонны бросаться в крайности. Кто-то утверждает, что это оккультное течение пришло из глубины веков (причем единственным продолжателем многовековой традиции обычно оказывается Тайный Черный Орден, к которому принадлежит сам говорящий). А кто-то полагает, будто сатанизма не существовало в лучшем случае до ЛаВея, в худшем случае – до создания его личного Тайного Черного Ордена.

Конечно же, то и другое слабо соответствует действительности. С одной стороны, философы и оккультисты, которые что-то сделали для развития сатанизма, существовали очень давно. С другой стороны, если требовать строгого соответствия критериям того или иного Тайного Черного Ордена, а всех, «не прошедших отбор», называть «неправильными сатанистами», – мы не найдем «истинных последователей Дьявола» даже среди современников, не то что среди предков.

Путаницы добавляет тот факт, что во многих странах во многие исторические периоды признаваться в симпатиях к сатанизму было опасно. Поэтому сатанист мог скрывать свои взгляды. И, наоборот, человека, не имеющего отношения к данной сфере, могли объявить сатанистом с целью опорочить.

Наконец, даже в более спокойные времена слово «сатанизм» оставалось неоднозначным. Кто-то мог называть себя так из желания эпатировать общественность, не испытывая реального интереса к образу Сатаны. А кто-то, во многом соответствуя образу Сатаны (что фиксировалось окружающими), предпочитал называться как-то иначе.

В общем и целом стоит признать, что первым в истории однозначно и последовательно называл себя сатанистом Антон Шандор ЛаВей (1930-1997). Это обусловлено сразу несколькими взаимосвязанными факторами:

• исчезла вышеуказанная опасность репрессий;
• мировая глобализация и информационные технологии упростили процесс обретения славы (и одновременно усложнили сохранение тайн);
• западная цивилизация естественным образом подошла к отказу от серьезного восприятия христианства.

Однако образ Сатаны и ключевые идеи сатанизма были взяты ЛаВеем не с потолка. Его учение, во-первых, было тесно сплетено с иными оккультно-философскими течениями, размножившимися в конце XIX – начале XX веков на ниве отрицания традиционного христианства. Во-вторых, на протяжении «христианской эры» огромное количество языческих божеств было интегрировано в образы демонов. Наконец, пока длилась власть христианства, темные устремления человеческой натуры никуда не девались. Эти устремления находили выход в самых разнообразных вариациях – от деревенского колдовства до высокого искусства. Часто такие вещи прикрывались маской христианства, и, увы, в качестве общеизвестных культурных объектов сохранились лишь наиболее хорошо прикрытые экземпляры. Но если как следует покопаться в дополнительных источниках – можно и сорвать покровы с общеизвестных культурных символов, и разыскать символы, ныне преданные забвению.

* * *

Стоит особо подчеркнуть, что мы приводим здесь не исчерпывающий перечень достойных внимания персон, а лишь некоторое количество характерных примеров. Если какой-то человек не попал в их число – это не означает, что мы не считаем его важным для сатанизма либо уважаем меньше, чем фигурантов раздела.

Пожалуй, мы даже сознательно постарались уделить больше внимания не первостепенным знаменитостям, о которых вы можете прочесть на любом другом сайте, а более или менее рядовым персонажам, ныне почти позабытым.

Кащей, 12.03.2015, источник –>

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов