Онтология готического романа

Автор:  Batory BloodCountess
Batory BloodCountess

Готический роман (англ. Gothic novel) — популярный жанр литературы эпохи романтизма, одно из характерных проявлений готического направления в искусстве Нового времени.
В литературе этого жанра описываются следующие сверхъестественные явления: потусторонние силы и их посещение со злой целью, явление призрака, странная болезнь человека, загробные появления, живые мертвецы, возвращение из могилы, исполнение клятвы, неупокоенная душа, загадочное предначертание. Каждому из этих явлений отведена своя роль в сюжетной линии готического романа.

Готический роман имеет следующие черты:

1. Сюжет строится вокруг тайны – например, чьего-то исчезновения, неизвестного происхождения, нераскрытого преступления, лишения наследства. Обычно используется не одна подобная тема, а комбинация из нескольких тем. Раскрытие тайны откладывается до самого финала. К центральной тайне обычно добавляются второстепенные и побочные, тоже раскрываемые в финале.

2. Повествование окутано атмосферой страха и ужаса и разворачивается в виде непрерывной серии угроз покою, безопасности и чести героя и героини.

3. Мрачная и зловещая сцена действия поддерживает общую атмосферу таинственности и страха. Большинство готических романов имеют местом действия древний, заброшенный, полуразрушенный замок или монастырь, с темными коридорами, запретными помещениями, запахом тлена и шныряющими слугами-соглядатаями. Обстановка включает в себя завывание ветра, бурные потоки, дремучие леса, безлюдные пустоши, разверстые могилы – словом, все, что способно усилить страх читателя.

4. В ранних готических романах центральный персонаж – девушка. Она красива, мила, добродетельна, скромна и в финале вознаграждается супружеским счастьем, положением в обществе и богатством. Но, наряду с общими для всех романтических героинь чертами, она обладает и тем, что в 18 веке называли «чувствительностью». Она любит гулять в одиночестве по лесным полянам и мечтать при луне у окна своей спальни; легко плачет, а в решительную минуту падает в обморок.

5. Сама природа сюжета требует присутствия злодея.

Одной из первых серьёзных попыток разделить готический роман категориями ужаса принадлежит Эдит Биркхэд. В её монографии «История ужаса: Исследование готического романа» эта классификация выглядит следующим образом:

*Готический роман (The Gothic Romance)
Представители: Хорэс Уолпол, Клара Рив, Анна Летиция Барбальд, Мэри Шелли.

*Роман напряжения и необъяснимой тревоги (The Novel of Suspense)
Представители: Анна Радклиф

*Роман ужаса (The Novel of Terror)
Представители: Мэтью Грегори Льюис, Эрнст Теодор Амадей Гофман, Чарлз Мэтьюрин

*Восточная повесть ужаса (The Oriental Tale of Terror)
Представители: Уильям Бекфорд

*Сатира на роман ужаса (Satires on the Novel of Terror)
Представители: Джейн Остин, Томас Лав Пикок

*Короткая повесть ужаса (The Short Tale of Terror)
Представители: лорд Булвер-Литтон, Мэри Шелли.

Развитие готического романа

24 сентября 1717 года, в Лондоне в семье премьер-министра Великобритании родился известный английский писатель Гораций Уолпол, основоположник жанра готического романа. В молодости он путешествовал по Европе, в 1741 – 1768 годах был депутатом парламента, а в 1748 году приобрел поместье Строберри-Хилл и в 1757 году устроил в нем типографию. Оставшуюся часть жизни Уолпол посвятил перестройке своего загородного дома в псевдоготический замок. В 1791 году писатель был удостоен титула графа Оксфордского. Самое известное произведение Уолпола – роман «Замок Отранто». Он также написал трагедию «Таинственная мать». Широкую известность получили два тома мемуаров писателя, его дневник и переписка, где он пропагандировал готический стиль в архитектуре и садово-парковых композициях. Уолпол также был коллекционером произведений искусства, меценатом и автором книг «Каталог венценосных и благородных английских писателей» и «Анекдоты об английской живописи». Он скончался 2 марта 1797 года в Лондоне.

9 июля 1764 г. родилась английская писательница, одна из основательниц готического романа Анна Радклиф (1764-1823). Ей нравилось переносить место действия в страшную или загадочную обстановку, придумывать неожиданные приключения, таинственные встречи, интриги, злодеяния, чтобы раскрыть тайну лишь в самом конце романа. Первые два романа Радклиф, Замки Атлин и Данбэйн (The Castles of Athlin and Dunbayne, 1789) и Сицилийский роман (A Sicilian Romance, 1790), не привлекли внимания читателей, зато третий, Роман в лесу (The Romance of the Forest, 1791), ее прославил. Романы Удольфские тайны (The Mysteries of Udolpho, 1794) и Итальянец (The Italian, 1797) были сразу же признаны классикой жанра «готического романа». Разнятся время и место действия в романах Радклиф, но всегда одинакова их схема: беспомощная героиня попадает в сети чудовищных интриг и оказывается втянутой в ужасные приключения на фоне прекрасной, обычно итальянской, природы. Готический замок или древние руины, как правило, населенные привидениями, часто играют важную роль в повествовании. Характерный прием писательницы: начав со сверхъестественного, объяснить затем таинственные явления вполне реальными причинами.Умерла Радклиф в Лондоне 7 февраля 1823.

1772 – «Влюблённый дьявол» Жака Казота, изданный в 1772, считается одним из самых эффектных романов готического направления (вторая половина 18 века). Герой романа на спор вызвал дьявола, который предстал в виде смешливой и очаровательной девушки, влюбившейся в него. В последние годы жизни Жак Казот увлекся мистическими идеями и стал членом масонского ордена; впоследствии он сблизился с мартинистами. Тем не менее, Казот оставался приверженцем монархии, что и привело его, в конце концов, на эшафот. С помощью эмигрантов он летом 1792 года пытался организовать побег Людовика XVI из тюрьмы Консьержери, но его письма, в которых шел расчет, хватит ли места в его имении для размещения королевской свиты и сверженного монарха с достаточным комфортом, были перехвачены. Жак Казот был арестован 10 августа 1792 года в своем доме в Пьерри, заключен в тюрьму при аббатстве Сен-Жермен-де-Пре и приговорен к смертной казни. Но благодаря своей дочери Элизабет помилован.
Вторично его арестовывают 11 сентября. Казот был помещен в тюрьму Консьержери, судим президентом революционного трибунала (который был когда-то его товарищем-студентом и членом мистической Ложи Пасквали в Лионе) Лаво, приговорен к смертной казни и 25 сентября 1792 года в семь часов вечера на площади Карусель гильотинирован.

После громкого дебюта готический роман на некоторое время вышел из моды, пока в 1777 году не была издана книга Клары Рив «Старый английский барон» (Old English Baron). В этом произведении новаторский элемент заключался в том, что всем мистическим событиям романа в конце была дано худо-бедное рациональное объяснение.

В 1796 г. вышел в свет роман Мэтью Грегори Льюиса (1773 – 1818) «Монах», повествующий о взлетах и падениях уважаемого испанского монаха-капуцина Амбросио. Действие фильма разворачивается в XVIII веке. Притворившись юной послушницей, ведьма Матильда совращает Амбросио, и это становится известно суду Инквизиции. Желание избегнуть страшных мучений и казни толкает капуцина на сговор с Дьяволом, но и здесь его поджидает обман….Сам автор получил прозвище «Монах». Юный писатель, получивший образование в Германии и пропитавшийся диким тевтонским фольклором, неизвестным миссис Радклифф, обратился к ужасу более жестокому, чем это могло прийти в голову его кроткой предшественнице, и в результате был написан шедевр с реальным кошмаром, в готическое содержание которого добавлено много мерзости. Но Льюис написал много больше, чем одного «Монаха». Его драма «Замок – привидение» относится к 1798 году, а позднее он нашел время, чтобы создать баллады «Ужасные истории» (1799), «Чудесные истории» (1801), серию удачных переводов с немецкого языка.

1816 «Антиквар» (англ. The Antiquary), также «Антикварий» — готический исторический роман Вальтера Скотта, опубликованный в 1816 году. Книга повествует о судьбе нескольких персонажей, в том числе антиквара — историка-любителя, археолога и коллекционера предметов сомнительной древности. Хотя роман назван в его честь, антиквар не всегда является главным героем, вокруг других персонажей проходят гораздо более значительные события, антиквар лишь является фигурой, объединяющей более важных для сюжета персонажей и более захватывающие происшествия, которые он сопровождает насмешливыми комментариями.

В 1816 году в Женеве собрался небольшой кружок, в который входили знаменитый английский поэт-романтик Байрон, его врач, молодой итальянец Полидори, английский поэт Перси Биши Шелли со своей женой, 18-летней Мэри Шелли и сводной сестрой Мэри — Клэр. В ненастные дни друзья развлекались, рассказывая друг другу страшные истории о привидениях, мертвецах, вампирах. Было решено сочинять собственные рассказы. Шелли и Клэр почти сразу отказались от этой затеи, Байрон оставил лишь фрагменты повести “Вампир”, а Мэри и Полидори довели свой замысел до конца. Роман Мэри Шелли “Франкенштейн” стал классикой готического романа и неоднократно экранизировался в фильмах ужасов. Повесть Полидори “Вампир”, изданная в 1819 году тоже нашла своих читателей. Так, в западно-европейской литературе впервые прозвучала тема вампиров.
Но настоящей сенсацией стал выход в свет в 1897 году романа Брэма Стоккера “Граф Дракула”, выдержавший затем неисчислимое количество переизданий.

В XX веке от «готического» жанра отпочковалась «литература ужасов» (хоррор) (например Г.Ф. Лавкравт и С. Кинг). На стыке фэнтези и готики появился жанр Dark Fantasy. Широкое распространение в XIX-XX вв. получили различные сборники и антологии. Одним из первых можно выделит сборник рассказов Анны Лемойн «Дикие розы», подобные сборники положили начало книгам формата чепбук (англ. Chapbook – недорогое издание карманного формата). В число наиболее популярных можно отнести выходивший с 1847 года лондонский 1000-страничный сериал «Вампир Варни, или Кровавое пиршество». Каждая глава этого произведения представляла собой отдельную книгу – восемь страниц печатного текста (всего вышло 220 таких книг).

Здесь рассмотрена лишь малая часть работ авторов готических произведений.

…Атмосфера готического романа повергает в пучину безграничного ужаса, заставляя нас вздрагивать от стука слабой ветки о стекло окна; затаить дыхание от скрипнувшей половицы рядом с нашей спальней; завороженно смотреть на лунный луч, бесшумно скользящий по комнате к изголовью кровати; наблюдать за игрой причудливых теней на стенах и потолке…Эта атмосфера чего-то мистического заставляет почувствовать себя главным героем или героиней кошмарных сновидений, воплощенных в реальность. И, что удивительно, нам снова и снова хочется ощутить на себе чей-то пристальный взгляд из темного окна, вздрагивать от крика пролетающей ночной птицы, бояться утреннего тумана…Нам хочется снова и снова перечитывать захватывающие картины мастеров жанра «темной романтики».

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов