Французский Меркурий

Переводчик Георгий Осипов в своем предисловии к «Дневнику наркомана» Алистера Кроули вскользь упоминает «прелестную сатанистку Рашильд». Ни в одном другом русскоязычном источнике имя этой женщины напрямую не связывается с сатанизмом. В англо- и франкоязычных источниках подобных сведений найти также не удалось. Однако ее биография в действительности оказывается ключом к пониманию французского сатанизма XIX века.

Рашильд (урожденная Маргарита Эмери, в замужестве Валетт) родилась в 1860 году во французской коммуне Периге. Отец Маргариты был незаконнорожденным сыном аристократа, из-за чего сильно переживал. Он служил в колониальных войсках и вышел в отставку в звании полковника. Его жена, мать Маргариты, была дочерью издателя. Полковник Эмери мечтал, что она родит ему сына. Однако Маргарита осталась их единственным ребенком.

Отец, с одной стороны, не любил дочь и не стеснялся указывать на нежелательность ее появления на свет. С другой стороны, иногда он водил ее на охоту и учил стрельбе. Но даже таким образом ему редко удавалось компенсировать тоску по сыну: Маргарита была довольно слабой и болезненной девочкой.
В подростковом возрасте Маргарита заинтересовалась личностью своего прадеда, каноника городского собора Периге. Она стала утверждать, что он отрекся от церкви и в полнолуние превращался в волка. Были ли у девочки какие-либо основания для таких рассуждений, или подростковые фантазии были совершенно беспочвенными? История, увы, умалчивает.

Фактом остается то, что Маргарита с интересом изучала библиотеку прадеда. Там хранились, в частности, сочинения маркиза де Сада (1740-1818). В 12-16 лет она сама начала пробовать себя в литературе, причем говорила родителям, будто тексты ей диктует дух шведского аристократа по имени Рашильд. Впоследствии она использовала имя этого духа в качестве творческого псевдонима. Некоторые рассказы девочки публиковались под этим именем в местных газетах. Во взрослом возрасте Рашильд иногда признавалась, что выдумала духа, чтобы не нести ответственность за написанное. Впрочем, находясь в другом настроении, она настаивала на истинности легенды о шведском аристократе.

Когда Маргарите исполнилось 18 лет, отец заявил, что больше не намерен терпеть ее у себя в доме. Мать отвезла девушку в Париж, представила ее знакомым своего отца-издателя, а сама уехала обратно в Периге. Начиная самостоятельную жизнь, Маргарита обратилась к парижским властям за разрешением на ношение мужского костюма, а также завела двух водяных крыс, которых назвала Кири и Элейсон.
На жизнь Маргарита зарабатывала журнальными статьями. Также она с самого начала пыталась писать романы. Первые три книги прошли незамеченными. А затем, в 1884 году, 24-летняя Маргарита пережила неразделенную любовь. В депрессии она оказалась прикована к постели. В этом состоянии девушка написала роман «Господин Венера», пронизанный дикой злобой по отношению к мужчинами.

Героиня книги, аристократка, жестоко мучает своего любовника, юношу из бедной семьи. Она использует в сексуальных играх мужской костюм, а юношу заставляет носить женскую одежду и всячески его унижает. В финале юношу убивают на дуэли, а аристократка в депрессии удаляется от общества. Книга, объявленная порнографической, имела бешеный успех. Впоследствии Маргарита посвятила практически все свое творчество всевозможным сексуальным извращениям и иным темным сторонам человеческой натуры. В открытых источниках утверждается, что она была бисексуалкой, хотя имена конкретных партнерш и подробности романтических связей не раскрываются.

В возрасте 29 лет писательница познакомилась с журналистом Альфредом Валеттом, который мечтал основать новый литературный журнал. Вскоре они поженились (не венчаясь в церкви). Одни источники утверждают, что между писательницей и журналистом вспыхнул бурный роман, другие называют их союз браком по расчету. Так или иначе, союз оказался счастливым, долгосрочным и плодотворным. Меньше чем через год после свадьбы, 1 января 1890 года, был выпущен первый номер журнала Mercure de France. В 1894 году при журнале открыли издательство.

Стоит отметить, что журнал под таким названием уже издавался в 1672-1825 годах, и чета Валеттов объявила о его возрождении. В 1672 году Mercure de France (изначально называвшийся Mercure Galant) основал писатель Жан Донно. После него издание возглавлял классицист Жан-Франсуа де Лагарп, а впоследствии – один из первых представителей романтизма Франсуа Рене де Шатобриан.

После замужества Маргарита отказалась от мужской одежды и начала отдавать предпочтение элегантным платьям. У пары, как и у родителей Маргариты, родилась одна дочь. По вторникам в редакции Mercure de France устраивались литературные салоны, на которых присутствовали самые разные люди – от Оскара Уальда и Гийома Аполлинера до довольно-таки сомнительных персонажей.

Ярким представителем последних являлся Альфред Жарри. Он родился в 1873 году в семье разорившегося торговца и экстравагантной дамы, которые развелись, когда мальчику было шесть лет. Своих родителей Жарри ненавидел. Еще в школе он начал писать подражательные стихи и комические драмы, и в 1894 году стал появляться в салоне Mercure de France. Скромный низкорослый провинциальный юноша с хорошими манерами очаровал Рашильд, заявив, что ее произведения казались ему мужскими. Вскоре на одном из салонов была впервые прочитана гротескная кукольная драма «Король Убю», которой было суждено стать единственным знаменитым произведением писателя. Прототипом главного героя драмы стал лицейский учитель физики, над которым издевались несколько поколений учеников. Критики утверждают, что Жарри не столько создал самостоятельно произведение, сколько скомпилировал старые лицейские шутки и анекдоты.

Сразу после написания «Короля Убю» Жарри призвали в армию на четыре года. Он был органически неприспособлен к службе, не мог ничему научиться, постоянно болел и симулировал болезни. Как результат, уже в 1895 году его комиссовали в связи со слабостью здоровья. А в 1896 году «Король Убю» был официально опубликован и поставлен в театре. Пьесу сильно ругали и обвиняли в непристойности. Это принесло ей славу, однако слава была дурной. Жарри осмеивали, театр потерпел убытки.

Несмотря на внешнюю юношескую скромность, Жарри был очень самолюбив и раним. Он не вынес позора и начал в жизни играть роль персонажа пьесы – глупого и жестокого Короля Убю. Писатель поселился в крошечной комнате высотой 1,68 метра, где развлекался стрельбой по паукам из револьвера и бросал из окна горох в прохожих. Он нищенствовал, много пил, нюхал эфир, носил грязный велосипедный костюм. На стенах его комнаты висели маски Папаши Убю, а на камине стоял огромный каменный фаллос. Жарри стали считать клоуном, и он старался соответствовать этому образу. Юмор его был в основном черным: например, женщине, испугавшейся, что пьяный писатель застрелит ее детей из револьвера, он предложил «наделать новых». На похороны поэта Стефана Малларме в 1898 году Жарри явился в домашних тапочках, а когда ему сделали замечание – переоделся в туфли на каблуках, принадлежавшие Рашильд.
Альфред Валетт с трудом переносил Жарри. Что же касается его супруги, то та питала к писателю нечто вроде материнских чувств, но тоже относилась к нему критически. Последнее произведение Жарри было опубликовано в Mercure de France в 1897 году. В 1898-1902 годах он пытался издавать собственный альманах, но не добился успеха. Последние годы писателя Рашильд описала следующим образом: «Он уже почти ничего не ел, но все еще пил. Я принимала его по вторникам – в тот день, когда он вставал, двигался, и говорил, словно призрак самого себя, – с мертвенно-бледным лицом и ввалившимися глазами… Он был настолько пропитан эфиром, что это чувствовалось на расстоянии. Он ходил, словно лунатик… Думаю, что он умер задолго до своей физической смерти, и, как он сам однажды решился написать, его распадавшийся мозг, словно какой-то механизм, продолжал работать по ту сторону могилы».
В 1907 году 34-летний Жарри скончался. Аполлинер свидетельствовал, что на его похоронах никто не выглядел особенно скорбным. «Мертвецы такого рода никогда не имели ничего общего с горем», – констатировал поэт.

Таким образом, салоны Mercure de France нельзя назвать идеально-возвышенными: как можно видеть на примере Жарри, там встречались такие же фрики, как и в современных околооккультных кружках. Однако на тех же салонах присутствовал персонаж, весьма интересный с точки зрения истории сатанизма – Жорис-Карл Гюисманс.

Гюисманс родился в 1848 году. С 1866 года и до конца своих дней он служил чиновником Министерства иностранных дел. В 1874 году Гюисманс опубликовал сборник стихотворений, написанных под влиянием Шарля Бодлера (1821-1867). Затем он издал несколько романов, в том числе «Наоборот», считавшийся манифестом декаданса.
А в 1891 году Гюисманс издал роман «Бездна» (в русских переводах также известен как «Там, внизу»), посвященный исследованию сатанизма. Герой романа, писатель, пытается познать суть этой философии. Он начинает свои изыскания с биографии барона Жиля де Ре (1404-1440), казненного по обвинению в связях с Дьяволом и многочисленных детоубийствах. Жиль де Ре стал одним из прототипов героя народной сказки «Синяя борода». В ходе исследования герой романа узнает, что сатанисты существуют и среди его современников. Он знакомится с членами тайных сатанинских групп и присутствует на черной мессе.

Из книги Гюисманса следует, что французский сатанизм в те годы был неразрывно связан с христианством. Черную мессу обязан был проводить человек, в прошлом посвященный в священнический сан. В ходе ритуала осквернялись церковные облатки и всячески поносились христианские святыни. Философию этих сатанистов нельзя назвать глубокой: складывается впечатление, что члены оккультных групп занимались пародией на христианские ритуалы от нечего делать.
Однако видно, что герой романа (а возможно, и сам Гюисманс) испытывает небывалый тайный восторг (смешанный со страхом) от самой мысли о возможном осквернении религии, которую он с детства считал единственно возможной. Так подросток доходит до семяизвержения при одном прикосновении к тому месту на теле женщины, которое его приучили считать «абсолютно запретным». Наивно указывать подростку, что это действие примитивно и не может считаться полноценным сексуальным контактом. Точно так же наивно было бы указывать сатанистам, которые описаны у Гюисманса, на плоскость и глупость их ритуалов. Для них подобные действа вовсе не плоски и не глупы, для них это – величайший эмоциональный опыт, запускающий мощный механизм перестройки сознания – как индивидуального, так и коллективного.

Неизвестно, каким образом сам Гюисманс собирал материал для «Бездны». Однако логичным будет предположить, что он не выдумал все из головы, а действительно присутствовал на каких-то мероприятиях и общался с какими-то кружками. Возможно, именно там и состоялось его знакомство с «прелестной сатанисткой Рашильд».

Впрочем, Гюисманс выступил исключительно в роли репортера: самого его идеи сатанизма не увлекли. Уже в 1892 году он принял католичество, после чего начал писать произведения христианской направленности. В 1905 году у него обнаружили рак. Писатель заявил, что не будет лечиться, так как это противоречит его религиозным убеждениям. В 1907 году (то есть в тот же год, что и Жарри), 59-летний Гюисманс скончался.

Вероятно, Рашильд нелегко было мирить таких гостей, как грязный клоун Жарри и чиновник-католик Гюисманс. Однако именно этим и был славен салон Валеттов: супруги умудрялись крайне взвешенно подходить к приему гостей и всегда сохраняли благожелательную атмосферу. Такой же политикой отличались их журнал и издательство.

В Mercure de France публиковались не только литературные произведения, сотрудники издания проводили и журналистскую работу: брали интервью, составляли обзоры. Так, в 1907 году журнал обратился к ряду известных личностей (в том числе, например, к писателю Максиму Горькому) с просьбой ответить на вопрос – какой они видят будущность организованной религии. Ответы, опубликованные в журнале, до сих пор иногда упоминаются в научных работах историков и религиоведов.

После Первой мировой войны белая полоса в жизни Рашильд завершилась. Писательница, которая была уже немолода, не смогла вписаться в изменившуюся реальность. Ее романы потеряли популярность, привычная ей манера письма оказалась устаревшей. Последним громким печатным выступлением Рашильд стала опубликованная в 1924 году статья «Почему я не феминистка», в которой она пишет, что была отвергнута Вечной Женственностью в лице своей матери. После этого писательница почти до конца жизни продолжала творить, однако читательского отклика ее произведения уже не находили.
В 1935 году скончался Валетт. Вдовствующая Рашильд превратилась в эксцентричную старуху. Тем не менее, ее салон продолжал привлекать пишущую молодежь. Рашильд умерла в 1953 году в возрасте 93 лет, предварительно опубликовав свою автобиографию.

Журнал Mercure de France после смерти Валетта возглавил писатель Жорж Дюамель, прославившийся благодаря произведениям о Первой мировой войне, в которой он участвовал в качестве врача. В наши дни сам журнал не выпускается, но одноименное издательство существует до сих пор. Впрочем, судя по открытой информации, ныне оно представляет собой просто бизнес-проект, не собирающий кружков и не продвигающий никакой идеологии.

Рашильд в наши дни фактически забыта. Лишь в 1980-е годы ее образ на какое-то время привлек участниц феминистского движения – но она не сгодилась на роль «одной из первых феминисток» из-за своего женоненавистничества. Слава писательницы почти не распространилась за пределы Франции и Бельгии, на английский язык были переведены лишь несколько ее романов. В России до революции были переведены только крошечные отрывки творчества Рашильд (это было связано в том числе с тем, что русские аристократки хорошо знали французский язык и предпочитали читать подобные романы в оригинале, без цензурных изъятий). В советские времена Mercure de France был заклеймен как «орган воинствующей буржуазии». Сейчас в интернете доступны несколько рассказов Рашильд в старинном переводе с ятями. Однако нашего современника, воспитанного в атмосфере сексуальной свободы, эта «ужасная порнография» уже не может впечатлить. Как и ритуалы с осквернением облаток не могут впечатлить современного сатаниста, в жизни не видевшего этой самой облатки.

Кащей, 12.03.2015, источник –>

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов