Буддизм

Автор:  Avgursan
Avgursan

Одна из трёх крупнейших мировых религий, зародившаяся в Индии в середине 1-го тысячелетия до н.э. и впоследствии распространившаяся в странах Юго-Восточной и Центральной Азии, а также Дальнего Востока. Из множества религиозных групп, отошедших от брахманизма и предлагавших свои пути религиозного спасения в 3 веке до н.э. при энергичной поддержке светской власти (императора Ашоки) складывается более или менее единая буддийская организация (монашеская община – сангха) и догматика. Буддизм учит, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему существующему. Причина зла и страданий — привязанность человека и других живых существ к воспринимаемому нашими чувствами (а на самом деле «иллюзорному») миру перерождений (сансара). Любое человеческое чувство, страсть, желание лишь усугубляют страдания, приводя к новым, еще более ужасным перерождениям. Чтобы вырваться из «круговорота бытия», необходимо преодолеть неведение, познать сущность мира, отказаться от жажды жизни, от стремления к жизненным наслаждениям, к власти, к богатству, понять изменчивость и преходящий характер всего земного – лишь так можно вступить на «путь спасения». «Благородный восьмиричный путь спасения» – это праведная жизнь, суть которой в постепенном преодолении в себе всякой жажды бытия, всяких привязанностей, путь полной отрешенности, в которой нет уже места даже радости от перспективы близкого спасения. Само спасение состоит в переходе из сансары в нирвану, в небытие. В раннем буддизе на такое спасение мог рассчитывать лишь монах-отшельник. Мирянин мог надеяться только на лучшее перерождение, если он будет щедро жертвовать монахам и соблюдать 5 моральных требований (панча-шила): воздержание от нанесения зла, от лжи, кражи, чувственных излишеств и алкоголя. Учение буддизма было выгодно властям, т.к. объясняло все земное зло, в том числе и эксплуатацию, виной самого страдающего, якобы создавшего себе «в прежних перерождениях» такую судьбу (карму), и выдвигало кротость и смирение в число главных добродетелей, несущих избавление от страданий земного бытия. Значительного расцвета в Индии буддизм достиг в Кушанском царстве (первые века н.э.), после чего его влияние падает, уступив место индуизму, и к 12 веку он почти исчезает из Индии, получая широкое распространение за ее пределами. Внутри буддизма всегда велась борьба множества сект и направлений. Наиболее древней формой буддизма считают хинаяну. Другим направлением индийского буддизма стал тантризм, или ваджраяна. В последние десятилетия возник ряд направлений необуддизма. Создан ряд международных буддийских организаций.

Комментарии

Обсуждение закрыто.

Copyright by Archontis 2011
    Современный сатанизм. Основы и философия. Краткий справочник по религиоведению. Библиотека старинных манускриптов